Настоящий благотворительный концерт для Японии был бы правильным решением!

После прошлогоднего юбилея дела идут полным ходом. Немецкие рокеры с присущей им любовью к Тёмным векам создали и запустили свой новый альбом "Sterneneisen" на самую верхушку чартов. Что же изменилось? Как поживает голос певца? В эти апокалиптические дни даже выдумщики-затейники не могут оставить свежеоткртую реалию за порогом лирической двери. Привычными нам вразумительными словами фронтмен Михаэль Роберт Райн отделяет зёрна от плевел и раскрывает всевозможные секреты.

Доброго утра, Миха!
Здорово, Ульф! 

В конце нашей последней беседы на мой вопрос о том, что же будет дальше, ты ответил, что всё немного изменится, и нужно просто готовиться к сюрпризу.
Да ну, я реально так сказал? 

Да.
Ну, тогда... и... 

И теперь у вас действительно есть изменения. Новый CD "Sterneneisen" звучит несколько иначе, чем обычно. Будете ли вы понемногу вырастать в чистую рок-группу?
Ах, я бы так не сказал. Мы никогда не "вырастем". Это слово звучит совсем не интересно. Но мы, конечно же, просто развиваемся и совершенствуемся дальше. Это также положительная черта группы. Это должно быть именно так. Вот как ты говоришь в своих обзорах. Невозможно повторить CD один в один с предыдущим. Это прямо как в жизни. Каждый человек должен быть внимательным, никогда не стоять на месте. И музыкальная параллель совершенствуется точно по такому же принципу. Это не всегда даже сознательно бывает. То бишь стоишь ты перед всем этим и протираешь глаза в неверии. 

На этот раз на переднем плане чётко выделяются классические рок-элементы, от мягких до жёстких. Дёрганье струн и фолк-элементы отошли на задний план чуть больше, чем раньше. Однако они прекрасно выделены и не так смазаны, как иногда раньше. Является ли это следствием акустических выступлений? В электронном варианте - грубый гитарный рёв, в акустическом - более изящная сторона?
Всё правильно понял. Такие эксперименты, конечно, играют значительную роль. Но сначала мы вообще не планировали делать что-то в этом роде. Мы начали работать без каких бы то ни было критериев. Даже без идеи, что в конце концов получится. Но, вообще-то, такая пляска случается при создании каждого нашего диска. Мы не разрабатываем заранее никаких грандиозных мастер-планов. Это было бы совсем не спонтанно и губительно для креативности. Но когда ты говоришь, что средневековые инструменты на заднем плане, я думаю совершенно иначе. Нам это все говорят при выходе любого нового альбома. 

Я - не все.
Да-да, ты совершенно прав. Но несмотря ни на что, я должен подчеркнуть: на заднем плане ничего не звучит. У нас всё наравне. Рок и средневековье. Возьмём, например, волынку. Она здесь слышится точно так же, как и на всех остальных дисках. Просто стала немного компактнее.

Под "задним планом" я совсем не имел в виду деградацию. Две части вашего единого целого кажутся лучше в синтезе, гомогенно. Так, одна сторона медали сдерживается, действуя благородно, тогда как другая пускается во все тяжкие. Но всё-таки и гитары, и бас, и барабаны совсем не звучат сдержанно.
Угу, тут ты, безусловно, оказался прав. Увидим ещё, как пошло развитие, когда сыграем композиции на концертах. 

А что с вашей лирикой случилось? "Auge um Auge" - рассуждения на тему смертной казни, а "Stalker" внезапно щеголяет должной долей реализма. Почему же вы решили сослаться на современность и политику? В последнем разговоре ты безустанно подчёркивал, что вы - чистое развлекалово, которые намеренно пренебрегают такими вещами.
Это, как я уже сказал, получилось чисто на автомате. Причём "Auge um Auge" как раз показывает раскаявшегося убийцу. То бишь "Что я сделал для других? Лучше бы я остался ребёнком!" То есть, если хочешь, ещё и с психологической подоплёкой. Я бы на твоём месте сейчас не вглядывался в это как в политическую картину. Естественно, это напрашивается само собой, если постоянно смотреть в сторону Америки. Но здесь речь, согласно со значением, идёт скорее о переосмыслении преступления.

Понятно. Но слушатель воспринимает это совершенно иначе. С наибольшей долей вероятности люди решат, что для вас смертная казнь является вульгарным и жестоким деянием и должна быть пережитком прошлого, что, к сожалению, не так. Не устроила бы вас такая очевидная интерпретация как утверждение?
Да, устроила бы. Конечно, мне следует отметить это. Мы совершенно против смертной казни. Однако я не строю себе радужных картин, что наша песня в этом плане что-то изменит.

Действительно, это было бы неожиданно. А "Stalker"? Слишком много XXI века в тексте. По крайней мере, для средневековой группы.
Тебе, однако, не следует забывать, что эта тема - извечная проблема. Она существовала во все времена. Разве что понятие новое. Сегодня это всё-таки не только газеты, которые полны всего этого. Однако и этого хватало бы сторицей. Ты вот сам посуди. Эти тупые засранцы, которые везде следуют за женщинами, целыми днями следят и неотрывно наблюдают за ними. Это же просто болезнь людей. И они всегда были больны. Это и раньше всё было. Только потому, что мы не отрицаем наши рок-средневековые корни, нам нельзя запрещать выносить на обсуждение то, что на сегодняшний день является актуальной проблемой. Для меня это важно. И ещё мы не спим в поле или в старой, промозглой хижине, ну, ты знаешь.

Я надеюсь, что это так.
Это так. Мы воплотили в музыке всю средневековую историю в музыке, но социально у нас всё хорошо. Оглянись вокруг. Вся сцена вдруг стала пестрить тысячами групп с волынками. Мы в этом деле были новаторами. А теперь мы просто движемся в направлении совершенно других вещей. Многие снова будут смеяться над нами. Другие скажут: "О, господи, предательство! Как вы можете такие вещи делать?" Но через полгода появится полтинник новых групп с теми же темами. Абсурд же, ну.

Значит, против копирования групп через сценические стереотипы? Ты бы одобрил фразу в моей рецензии на Sterneneisen "In Extremo - рок-группа. Всё остальное - это Corvus Corax"?
(смеётся) Да уж, мы не зависимы от сцены. Это, однако, не значит, что мы когда-нибудь станем отрицать, что это часть нас. Просто речь идёт об элементарной свободе. И она включает в себя также и свободу в музыке.

А как с течением времени обстоят дела с твоим голосом?
Очень хорошо. А почему ты спрашиваешь?

А вот потому. С одной стороны, конечно, хрип Тома Уэйтса доставляет. Но с другой, думаю, я не единственный, кто это подметит: при долгом пении это не может быть полезно для здоровья.
Ну... что тут сказать. У меня просто вот так. Не стоит это забывать. На пластинках я пою целиком припев и высокие рулады. Так, один может хорошо играть на гитаре, а другой может хорошо обходиться с голосом. Или же нет.

То бишь нам можно не волноваться, что столь напряжённо звучащие голосовые связки скоро увидят свой конец?
Нет, конечно. С ними всё в порядке. Как певец ты от таких осложнений не застрахован, но мы не хотим об этом думать. Я действительно всегда пел таким способом, и даже пытаюсь развиваться дальше; вот, например, как в случае с припевами. Как творец ты просто должен быть смелым и признать, что существуют неизведанные области.

В принципе, тембр твоего голоса прямо-таки напрашивается на создание настоящего блюз-проекта. Ты никогда не думал в таком направлении?
Ты не поверишь. Будучи юнцом, я где-то лет 5-6 играл в блюз-группе во времена ГДР.

Серьёзно?
Ну, конечно. Фактически я сформировался из блюза, рока и панка. Это на самом деле был настоящий мощный рок с элементами блюза. Вот что мне кажется интересным: я охотно мог бы заниматься авторской песней.

Симпатичная идея. Собственные работы, или же классика от Брехта до Бреля?
Как-то так, наверное. Или же на тему любимых баллад. Просто рояль, к нему - акустическую гитару и вокал. Я себе это действительно хорошо представляю. Я и так уже создал кое-что на пару с Гётцем Альсманном. Мы пригласили его на наш 15-летний юбилей. Там мы вместе исполнили "Spielmann", он только на рояле подыгрывал. Это было круто, да и большой отклик встретило. Через пару недель он пригласил меня на концерт своей джазовой группы. Там мы ещё раз выступили с этим. Ты бы только видел... Среди публики были только мэры да профессора. И именно они потом окружили Гётца и говорили ему, что это было потрясающе! Это был огонь! Что-то в этом роде всегда радует. Неописуемо просто.

У вас самих целая куча гостевых музыкантов на новом альбоме. Милле Петроцца из Kreator хорошо вписывается в общую картину. А с другой стороны - нечистый Граф. Почему вы пригласили к себе как раз такого человека, настоящего отступника, который забивает последний гвоздь в крышку гроба коматозной чёрной сцены, застывает в стереотипах, а в музыкальном плане скорее ограниченный? С "Hol die Sterne aus der Ferne" вы всё равно смогли бы заявиться на Второе Германское ТВ.
Блин, ну, не стоит смотреть на это столь ограниченно. Мы Графа уже десять лет знаем. Мы на многих фестивалях играли вместе. И у него ещё никогда не было дуэтов. Песня была закончена одной из первых. Мы уже отмечали это: Граф в ней отлично смотрится.

И, конечно, никакого безбашенного успеха, как он сейчас говорит?
Нет, нет, мы знаем его действительно хорошо и долго. Он - действительно настоящий музыкант, и тащит лишь то, что ему самому нравится. Он совсем не изменился. Всё такой же непритязательный тип, что и раньше. Я могу заверить тебя в этом. Такие музыканты - будь то Thomas D, Альсманн или Граф - относятся к нам с должным уважением. А мы платим им тем же. Это доставляет удовольствие, да и само по себе здорово. Именно в Германии это прежде всего подвергается критике. Это звучит так: "вы такого раньше не делали, делайте так, как раньше!" Всего этого "раньше было лучше" я никогда не мог понять. Почему такая дребедень только в нашей стране? Вообще не представляю. Другие страны в этом плане менее зажаты.

Да уж, я вижу, что музыкальная ограниченность приводит тебя в бешенство.
(медленно входит в раж) Ох, да это же трындец какой-то! Вспоминаю одну историю. Silbermond когда-то давно сделали кавер на нашу песню. Как же люди ядом плевались... Я тогда даже думал, что это типичная подростковая группа. Но потом я увидел их выступление. Им было лет по 19 или как-то так. У меня просто челюсть отвисла на хрен. Если бы я мог так же музицировать в 19 лет, я был бы безмерно счастлив. Моё глубочайшее уважение! А общественности всё-таки стоит перестать придираться. Просто забить на это. Это ж не запрещено. Однако хуже всего - те, кто поливает грязью только потому, что им в таком ключе рассказали другие. Нет, это трындец, Ульф. В этой стране иногда происходят поистине ужасные вещи. Мне уже просто неохота что-либо делать.

И в...
(и не думает выходить из ража) Нет, подожди-ка немного. Ещё Милле Петроцца. Да, тот самый, которого мы все хлопаем по плечу, потому что он такой крепкий орешек. Но я скажу тебе: нужно лишь немного мужества, чтобы записать простую балладу, которая по нашим меркам была бы замечательной. Вот, например, "Gier". Знаешь, мы её играли на Wacken перед 80.000 людьми. Там перед нами стояло 50 рядов самых жёстких металюг. Во время этой песни они брали своих женщин за руку и плакали от умиления. Эти люди действительно мужественны, это не какое-то детсадовское собрание дохлых мух. Вот у кого действительно есть силы для того, чтобы выставить свои чувства напоказ общественности. Яйца тоже не у всех есть.

Раз уж ты завёл речь о фестивалях. Предположим, что пришёл к вам кто-то, кто предлагает принять участие в одном грандиозном рок-фестивале, выступающем против атомных электростанций. Вы бы позволили впрячь себя в такое дело, если бы это была реальная тема? Или снова слишком политично?
Ну, никогда не говори "никогда". Это действительно была бы тема, на которой мы смогли бы представить себя по принципиальным соображениям. Но только не для такого самоуверенного дерьма, как PR. Мы за этим не стоим. Настоящий благотворительный концерт, например, для Японии был бы правильным решением. Дело и помощь всегда должны быть превыше всего. Моё личное мнение также бескомпромиссно. Выйти на улицу и устроить демонстрацию мы все и позже можем. Здесь и сейчас мы должны сначала помочь всем людям там, позади. Всё остальное в лес не убежит.

Ну, ты мне уже говорил в прошлый раз, что в частном порядке все вы - достаточно политичные личности.
Да, так и есть.

Не говори. Это, конечно, необязательно. Существует немало примеров среди успешных музыкантов, о которых замечают, что за ними, увы, ничего не кроется. Ими правит чистое верхоглядство. Я с такими уже сталкивался. Жуть! Потому я спрашиваю тебя совершенно особенно.
Ах, об этом мы могли бы проговорить часами. Я, к сожалению, тоже достаточно такого контингента знаю. Тебе бы как-нибудь поразвлечь себя да просто понаблюдать за народом в столовой за кулисами. Обычно в таких случаях бывает следующее: мельчайшие группы, которые продают меньше всего пластинок, имеют самое раздутое самомнение и больше всех подвержены звёздной болезни. Таких просто не вынести долго. Я к чему клоню-то: возвращаясь к теме Графа, пожалуйста, не пойми меня не правильно. Конечно же, в такой совместной работе бизнес тоже играет роль. Я не могу сказать иначе, тогда пришлось бы солгать.

Имеешь в виду, что любая группа охотно стала бы глобальным исполнителем?
Ну дык, да! Всё остальное - это, к сожалению, широко распространённое лицемерие. На самом деле, музыканты в этом плане ничуть не отличаются от вас, журналистов. Ведь ты, конечно, не отказался бы, чтобы те строки, которые ты пишешь, прочитало как можно больше людей по всему миру?

Я бы от этого не отказался.
Вот видишь! И точно так же у музыкантов. Я, конечно, хотел бы, чтобы каждый слушал нашу музыку, причём слушал с удовольствием. Когда я вижу группы, которые постоянно галдят без предварительных вопросов, что они, мол, не хотят этого совсем, то я откровенно говорю им, что в моих глазах они не более чем грязные лжецы!

Я ещё раз напоминаю тебе, что всё, что ты тут сказал, можно будет прочитать слово в слово в публикации.
Напугал ежа голым задом. Я в ответе за всё то, что говорю. За все эти годы мы повстречали очень много групп, которые совершенно серьёзно говорят: "Ой, мы вовсе не хотим быть известными. Нам бы лучше играть в репетиционном помещении перед пятьюдесятью людьми". Да, вот на таких и можно равняться. Тогда просто работа идёт лучше. Это правда.

Ошибочно понимаемая независимая гордость в собственном динамике как полное посмешище и самоуничтожение?
Именно так. Я могу лишь подтвердить.

Что ты думаешь о тех, кто прямо сейчас в большом количестве и стереотипно обвиняет Юдит Холофернес из Helden, что она сдулась и, алча пиара, сделала отказ от картины, поскольку хотела бы играть лишь на передовой в рекламе?[1]
Такие возгласы всё же не стоит воспринимать всерьёз. Кто-то поступает по справедливости и обращает на это внимание. Всегда будут люди, которые считают, что музыкант создан для игры только в их квартире. И если он, образно говоря, идёт на балкон, то сразу получает клеймо предателя. Но всё это можно элементарно послать в задницу. Иначе в шоу-бизнесе наступит настоящий капут. Но в нашей группе каждый утром может посмотреть на себя в зеркало. Это тоже важно.

По крайней мере, теперь вы стали настоящим немецким институтом в рок-лиге. Не ощущается ли немного странным то, что вы оказались группой, медленно движущейся вверх наравне с Westernhagen, Pur и Die Ärzte? Не сильно ли ваш менталитет отличается от тех, кто гастролирует как "умеренные звёзды"?
А, нет, иногда это немного вводит в заблуждение. Мы ведь все знаем друг друга, и не забывай, что с водой готовят все. Я имею в виду, что с Westernhagen я лично не знаком. Но большинство на уровне в личностном плане держатся хорошо. Многие из них, как и мы, хорошо понимают, что у них однажды случилась счастливая оказия оказаться в нужное время в нужном месте. Если смотреть извне, то видишь всё совершенно иначе, ведь внутри компания уже давно сформировалась. Но вот как раз таким людям, как Die Ärzte, никто ничего на блюдечке не преподнёс. Внутри вся атмосфера очень спокойная и бодрящая, никакой зависти.

В конце концов, с водой готовят все. С другой стороны, вы, между тем, варите в своей H2O планы на мировой тур. Пока весь мир говорит об интернациональных звёздах Rammstein и Tokio Hotel, вы, как всегда, спокойно и негласно объезжаете земной шар. Куда на этот раз?
Южная Америка осенью. Испания, Португалия, Восточная Европа и Россия с Украиной, ну, и ещё кое-что. Увидишь. Это тоже входит. Мы не из тех, кто станет выписывать места у себя на спине, как по девизу: "Эй, смотрите, где мы уже побывать успели!" Поэтому в Германии особо не развернуться. Когда мы играем в Мексике или России, то толпы в тысячи людей до сих пор поражают меня до глубины души. Безумие!

А как международная публика с текстом дружит?
Ты не поверишь. Они подпевают почти всё. От начала до конца. Это всегда до жути впечатляюще, особенно в Китае. Аж мурашки по коже пошли.

Не приходится ли бороться с тем, что у тебя на сцене от столь громогласного умиления язык заплетается?
Ну, иной раз косячишь. Но в таком случае просто приходится повторять снова. Мы, конечно, работаем и над этим в поте лица. Но я прекрасно понимаю, что у нас в нашей карьере и без мастерства было дофига удачи. И потому даже к санитару, который подтирает жопу старику, я имею больше уважения, чем к любому музыканту.

Дорогой Миха, благодарю тебя за замечательную беседу.

 

Автор: Ульф Кубанке

Источник: http://www.laut.de/In-Extremo/Interviews/Ein-echtes-Benefizkonzert-fuer-Japan-waere-das-Richtige-24-03-2011-800

Перевод: Макс "Castle" Теребилов



[1] Сам не вкурил. Sorry.