18. Ius Primae Noctis-тур, часть 2 - лето 2008
Ius Primae Noctis, часть 2 – Лето 2008
Вторая часть фестивального лета началась в этом году в Вене, в городе, к которому наша группа имеет очень хорошее отношение. С одной стороны, конечно, дело в эйфории местных фанатов, которым мы полюбились с самого начала – кажется, это был наш первый концерт в Planet Music или в Wiener Prater – с другой стороны, есть ещё Томас Цсифковитц из Nova Music, наш австрийский организатор, который с самого начала верил в In Extremo. Сегодня, ясное дело, несколько проще организовать группу вроде нас или пригласить на более хорошие фестивали, но в 1999, когда нашими точками выступлений в Германий всё ещё были Аффальтер, Айхштетт или Бизенталь, он был одним из первых, кто поставил нас вместе с Motörhead на одну огромную сцену под открытым небом в Австрии.
В Вене мы играли на Арене, сцене под открытым небом недалеко от клуба Gasometer, в котором мы часто выступали прежде. Слава Богу, Вена, помимо множества милых людей, что суетятся вокруг нас целый день, гарантирует нам ещё и отличный завтрак в 10 часов, что, увы, не является самим собой разумеющимся. То, что здешние ребята могут сварить обычный кофе, я и без объяснений понимаю, в конце концов, отчасти здесь его и открыли. Но, к сожалению, многие службы питания недооценивают важность завтрака для рок-групп, поскольку концертная площадка или опен-эйр могут быть просто дерьмом, погода - плохой, а фирма технического обслуживания может строить сцену часа три – но всё может снова заиграть яркими красками с хорошей яичницей и качественным кофе. Группу, которая начала день в отвратительном настроении, можно завлечь на сцену только огромной суммой налички. Так что Австрия в этом смысле получает 10 баллов!
Ночью на найтлайнере двинулись в Нортхайм, где нас ждала, в некотором смысле, новая премьера, во всяком случае, Нортхайм был местом, где In Extremo ещё никогда не играли. Но то, что бог погоды с лёгкой руки заботливо построил для нас в Вене, он тут же и сломал на хрен, ибо весь день моросило, а мы оказались в каком-то лесу. Господи Иисусе, где вообще находится Нортхайм? Мимо проехало несколько машин с номерами из Гёттингена, и мы решили отправиться в эту область, иначе пришлось бы здесь даже для того, чтобы словить сигнал телефона, сперва вскарабкаться наверх по крутым лестницам Waldbühne[1] и там пытаться что-то сделать, страдая от воя начинающегося саунд-чека. В Waldbühne есть что-то завораживающее, во всяком случае, эстетика 30-х годов здесь встречается на каждом шагу: серые каменные блоки, какие-то монументальные памятники вдали, крутые подъёмы и постоянный дождик вызывали опасения. Здесь нам сегодня вечером предстоит создать что-то вроде атмосферы праздника. Что ж, ладно, в прошлом мы и не такие орехи кололи, к тому же, сегодня у нас на разогреве была группа Korpiklaani, дюжина финнов-алкашей, которые уже привыкли к такой погоде у себя дома. В конце концов, Korpiklaani означает „Клан леса“! Бывают ли в Финляндии вообще концерты под открытым небом? Но что я могу сказать? Не успели эти ребята выйти на сцену, как небо тут же прояснилось, и вечер мог начаться. Не прошло и пяти часов, как этот хаос закончился, и Нортхайм снова мог погрузиться в свой привычный непробудный сон – пока не придут другие группы и не попытаются снова вырвать его из дремоты.
Через неделю наш концерт проходил в окрестностях Боденского озера, в Зингене, в замке Хохентвиль. Но чтобы туда добраться, сначала нужно было целую вечность покорять крутую горную тропу, и мы очень спортивно предпочли транспортное обслуживание. Вверх по склону, затем вниз, в долину, принять душ в отеле, снова вверх, „Бля, телефон забыл!“ – снова вниз, снова вверх. И так целый день, пока у водителя руки за рулём не отсохли. Впрочем, во время долгой автобусной поездки в Зинген наш техник Ади сиял новой татуировкой на икре. Не то чтобы татушки – совсем уж необычное явление, но Ади был избавлен от оплаты и очередей в соответствующих магазинах Берлина, он просто купил себе в интернете тату-машину и опробовал, причём самостоятельно, что из этого получится. Результат вышел не самым убедительным, но новые жертвы и подопытные кролики сегодня приветствовались. Записывайтесь возле лавки с мерчем, это ещё и бесплатно!
Нашей разогрев-группой на сегодня была почти женская группа Übermutter с бой-бабой и «нуяжедевушкой» Люси ван Орг за микрофоном. У меня сложилось впечатление, что большая часть аудитории In Extremo была, скажем так, несколько раздражена и загружена их представлением. Ну и ладно, вы прекрасно знаете наше правило: что касается разогрев-групп, то In Extremo в этом плане всегда чертовски неожиданны. А вот что реально плохо, так это то, что нас там не было, верно ведь?
На следующий день нас ждало выступление в любимой Тюрингии, хотя лучше, наверное, сказать, ОЧЕРЕДНОЕ выступление в любимой Тюрингии. К этой федеральной земле у нас особое отношение, корни которого кроются не только в том, что это родина Михаэля. В лице Appel & Rompf мы с самого начала нашли достойное агентство, которое никогда не чуралось верить в нас, несмотря на опасные трудности в начале пути и многие дождливые опен-эйры впоследствии. Уже пару лет у обоих коллег стало традицией удивлять нас чем-то особенным за кулисами. Это началось три года назад с собственного бара с коктейлями на нашем предпоследнем концерте тура в Эрфурте, каждый раз они ставят горы традиционного чешского разливного пива и тюрингского братвурста, и даже питание, которое сегодня было организовано для нас (тюрингским) чемпионом Европы по готовке на гриле. Я вообще не знал, что есть такой человек, и, прежде всего, то, что поджарить можно всё. Группа, и особенно наша прожорливая команда, была серьёзно впечатлена. Кстати говоря, сегодня на наш концерт в замке Кройцбург пришло рекордное количество зрителей.
Ещё не хотелось бы упустить одну маленькую интересную историю в Кройцбурге. В какой-то момент под конец концерта я внезапно проголодался (кажется, я единственный музыкант, с которым такое порой происходит) и в шутку попросил нашего техника принести тюрингского братвурста, который спустя каких-то пять минут оказался у меня перед носом. Пожаренный на гриле, я в это поверить не мог! Кроме того, на другой стороне сцены наши волынщики были снабжены тем же, чтобы бесплатно насладиться кушаньем, а я подошёл к площадке Моргенштерна, чтобы дать ему откусить хоть кусочек. Мы начали есть, пока Миха, ни о чём не ведая, что-то рассказывал зрителям в передней части сцены. Пока Миха всё ещё забавлялся скандированием фразы «Тюрингский братвурст!», мы уже всё доели. Он обернулся как раз в тот момент, когда я вытирал полотенцем горчицу с бас-гитары. Поначалу мы не могли играть дальше от смеха. Есть вещи, которые характерны только для Тюрингии. После концерта Моргенштерн и я стояли как вкопанные в нашем гардеробе, который находится как раз в башне замка, и грустно смотрели на длинную пробку уходящих посетителей концерта. Это просто отличное чувство, особенно когда знаешь, что все эти люди сами станут причиной пробки в пару километров длиной. Спасибо, Тюрингия!
Кстати говоря, как, может, кто-нибудь помнит, при помощи нашего фан-клуба In Extremo мы недавно выставили на продажу на Ebay часть нашего старого гардероба и сценического оборудования, общая выручка от продажи этого всего пригодится некоммерческой организации «Plan». Это компания, которая базируется в Гамбурге, она долгие-долгие годы спонсирует организации, заботящиеся о детях. Также на концерте в Кройцбурге мы начали принимать добровольные пожертвования в размере 5 € за наши гостевые билеты. При помощи этих средств мы также хотим поддержать работу этих обществ. Но об этом подробнее в другом месте.
На следующие выходные изначально не было запланировано никаких концертов, но прежде чем поезд ушёл, нам поступило предложение, над которым нам пришлось долго поразмыслить: концерт на фестивале Rock For Ages в Зеебронне под Штутгартом. Но не название стало причиной раздумий, а, скорее, перечень групп, которые должны были там выступать – ибо с названием фестиваля всё ещё было более-менее понятно, поскольку это мероприятие было, скорее, олдфаговым фестивалем в деревне. Участие принимали такие известные группы, как Ten Years After, кавер-группа Queen и очередное подражание очередной версии – лучше сядьте! – Electric Light Orchestra. Фанаты In Extremo были чужими на этом празднике жизни, но именно это стало для нас определённой проблемой, особенно когда на веб-сайте фестиваля начались обсуждения, почему организаторы пригласили в Швабию берлинскую хип-хоп-группу. После нескольких часов олдового оглушения от самых лучших быстро стало понятно, что даже нам здесь будет на что рассчитывать. Можно ли назвать это всеобщей связью? „In Extremo – проводники между поколениями!“ – хороший слоган, нечто подобное раньше можно было сказать про ABBA, верно? Во время концерта я то и дело не мог удержаться от смеха, поскольку во время исполнения несколько наших олдовых песен вроде Spielmannsfluch или Ai Vis Lo Lop, которые можно хоть во сне сыграть, не особо при этом размышляя об изменении гармонии или ходе дела, ловишь себя на том, что держишь в голове совершенно другие вещи. Я внезапно вспомнил, как много лет назад во время автостопа я нашёл баннер одной совершенно справедливо остающейся неизвестной танцевальной группы под названием Opti-Trio, на котором был написан следующий девиз: „От пелёнок до могилы с вами будет Opti-Trio!“. О, если бы это не был девиз сегодняшнего дня! Electric Light Orchester, во всяком случае, этого уже не могли, поскольку эта группа, похоже, не имела вообще ничего общего с оригиналом, не говоря уже о возрасте, а когда ещё и клавишник во второй половине дня постоянно засыпает на ходу, то ясно, что уже самое время искать себе новое занятие. Ten Years After, напротив, были удивительно свежи и зарядили день концертным позитивом, так что даже многие их последователи из США могли бы чему-то у них поучиться, что доказала также и активность Afterparty. Для „парней“ годы этак в 60-е ещё существовали виски и пиво, а не кислородные аппараты, кардиостимуляторы и отвар клостерфрау мелиссаны. Но чувство, что в лице In Extremo здесь выступает типа молодая группа, было под конец вечера довольно забавным. И, может, даже Sido & Bushido нашли себе новых берлинских конкурентов?
На приближающихся выходных, как раз между июлем и августом, мы с нетерпением ждали следующей недели, поскольку мы пригласили не кого-нибудь, а самого г-на Джеффа Мартина собственной персоной, бывшего фронтмена наших вечных фаворитов The Tea Party из Канады. Джефф Мартин покинул свою старую группу и жил в Ирландии, что несколько упрощало возможность совместной работы. В конце концов, давно пора. В прошлом мы уже несколько раз пытались наладить контакты, но когда у двух звукозаписывающих компаний нет желания – рассчитывать не на что.
Если и есть какая-то группа, которая много лет неукоснительно влияла на нас, то это определённо The Tea Party, хотя посторонний человек с первого взгляда вряд ли найдёт много общего у двух разных групп. Но способы соединять вместе различные элементы музыки и отсутствие страха перед экспериментами любыми средствами – вот то, что нас роднит. Что для нас волынки, то для «Чаепития» были индийские инструменты. Кстати об экспериментах: первый концерт на Музейной Миле Бонна транслировали 57 станций через Интернет, и видело его порядка 10.000 человек. Кстати, мы сегодня в самый первый раз гостили в бывшей столице. Конечно, всем нам было интересно, как фанаты In Extremo примут Джеффа Мартина, тем более, что он выступает не со своей новой группой, а с «одним лишь» перкуссионистом. Но Джефф Мартин с первой же ноты начал так, будто он – гвоздь программы, и словно была почти полночь, последний шанс всё прочувствовать. In Extremo вместе стояли за кулисами и слушали концерт, особенно радуясь бешеным аплодисментам после первой песни и тому, что мы не просчитались с выбором нашего разогрева.
Для тура Ius Primae Noctis мы поначалу разработали Best Of-программу с одной лишь песней с Sängerkrieg, поскольку тур в поддержку самого альбома стартовал лишь в декабре. Так, и на сегодняшнем интернет-концерте мы не хотели рисковать зазря и, например, вводить в программу запланированный второй сингл Neues Glück. Для нас звучание песен Sängerkrieg, Frei zu sein, In diesem Licht и Sieben Köche всё ещё нуждалось в некотором улучшении, и чувство это наверняка останется до конца зимнего тура. Концерт в Бонне в любом случае оказался успешнее некуда, публика была перевозбуждена, настроение – потрясающим, осталось дождаться записи в Интернете. К тому же, сегодня был четверг, обычно не лучший день для отличного настроения и ощущения праздника. Но без ложки дёгтя всё равно было не обойтись: Во время соляка Dr. Pymonte на Vollmond с любимыми всеми красными бумажными сердечками сегодня были лишь красные листья клевера! Клевера, Карл! Не было сердечек! У меня появилось ощущение, что в среде пиротехников In Extremo только что нашлось два вакантных места!
На следующий день нас ожидал Амфитеатр в Трире с реально обалденным закулисным помещением. Миха, Себастьян и я прошагали на самую высокую точку площадки, чтобы оттуда насладиться великолепным видом на концерт Джеффа Мартина. Сегодня нас попросили помянуть Биргит на концерте In Extremo. Она хотела побывать на этом концерте и стоять перед сценой, но так получилось, что она умерла незадолго до него при трагических обстоятельствах. И лишь сегодня прошли её похороны. Но не будем о грустном: более 4000 воодушевлённых фанатов In Extremo подарили нам новый рекорд по количеству посетителей. Спасибо, фанаты In Extremo!
В ночь на найтлайнере мы отправились в Фульду. И поскольку отчёт о второй части тура я начал с важности хорошего завтрака, тем же я и хочу закончить, поскольку кормёжка в Фульде была сущим безобразием, даже миловидная принцесса-кормилица не могла улучшить впечатление. Даже недвусмысленный намёк, где в Фульда-сити найти гастроном, не дал результата, и окончился дотошным поиском путей и дорог. Так что мы нашли в городе кафе и оставили даму сидеть на своей картонной коробке с второсортной колбасой и хлебом для тостов. Ближе к вечеру еда, небось, станет получше в паре с алкоголем. Как известно, надежда умирает последней.
В Фульде нас особенно волновала реакция публики, не только касательно Джеффа Мартина, просто раньше народ из Фульды был не особо воодушевлённым, пусть даже город и находится недалеко от границы с Тюрингией. Но в этот раз мы волновались зря, ибо настроение с первой ноты взорвалось, словно ракета. Неужели Фульда изменилась, или просто никого из Фульды не было на концерте? Нам, впрочем, было всё равно. В какой-то момент я даже заприметил в толпе парня в футболке Tea Party. Кстати о The Tea Party: Михаэль сегодня играл на губной гармошке у Джеффа Мартина на сцене, что также послужило поводом пригласить его в студию в Ирландии. По окончании концерта мы праздновали возле найтлайнера и в нём, пока Джефф Мартин играл для нас частный концерт. Мы надеемся, что в декабре он сможет посетить пару концертов нашего Sängerkrieg-тура в качестве гостя. Во всяком случае, выглядел он так, будто не против.
Продолжение следует…
ПЕРЕВОД: МАКС ТЕРЕБИЛОВ
[1] Сцена под открытым небом, обычно окружённая древесным массивом (отсюда и название). В Германии довольно много сцен с таким названием, самая известная находится в Берлине (однако в данном рассказе речь не о ней).