Llibre Vermell de Montserrat

Llibre Vermell de Montserrat

В Испании, недалеко от Барселоны, в Каталонии находится легендарный монастырь Монсеррат, бывший центром религиозных паломничеств в течении долгого времени. Монастырь расположен на крутом каменистом горном склоне. От бенидиктинского монастыря 11 века остались только руины, новый монастырь был построен в 19-ом столетии. Монсеррат является родиной одной из известных христианских святынь – статуи Чёрной Мадонны.

 

 

Монастырь Монсеррат долго был центром поклонения Деве Марии. Легенды гласят, что там Дева явила множество чудес. Этим можно объяснить тот факт, что в конце 19 века в окрестностях монастыря любили селиться отшельники.

Монастырь Святой Марии Монсерратской начался с одной хижины отшельника, куда тянулись паломники, верящие в удивительные свойства Чёрной Мадонны.

Монастырь, помимо всего прочего, являлся культурным центром не последнего значения. Некоторые из живших там монахов были знатного происхождения, имели университетское образование.

Словом, Монсеррат был духовным, культурным и политическим центром Каталонии.

Одно из самых драгоценных сокровищ библиотеки монастыря Монсеррат – старинная рукопись конца 14 века «Llibre Vermell» или «Красная Книга». Рукопись получила это название благодаря красному бархатному переплёту, который обрела в конце 19 века. Изначально фолиант содержал 172 листа, но 35 из них были утрачены (в 1811 г. монастырь был подожжён и разрушен войсками Наполеона).

В 19 веке манускрипт заново открыл монах-доминиканец, историк Хайме (Жауме) Вильянуэва. Сборник упомянут в 7-м томе его труда «Viage literario a las iglesias de España» («Литературное путешествие по церквам Испании»), вышедшем в Валенсии в 1821 г. Как это часто бывает со средневековыми сборниками, содержание «Llibre Vermell» весьма разнообразно: это сведения о жизни монастыря и останавливавшихся в нём паломников, повествования о чудесах, призывы к набожной жизни, папские буллы.

Особенно интересны листы рукописи 21v—27r, на которых приведены десять музыкальных работ (вероятно, до того как часть листов была утрачена, их было больше). Время, когда эта музыка была записана в сборник, определяется как 1398—1399 гг. Почему в рукопись был включён музыкальный материал, объясняется в приписке красными чернилами на листе 22r:

«Quia interdum peregrini quando vigilant in ecclesia Beate Marie de Monte Serrato volunt cantare et trepudiare, et etiam in platea de die, et ibi non debeant nisi honestas ac devotas cantilenas cantare, idcirco superius et inferius alique sunt scripte. Et de hoc uti debent honeste et parce, ne perturbent perseverantes in orationibus et devotis contemplationibus»

«Поскольку случается, что паломники, проводя ночи в церкви Девы Марии Монсерратской, иногда желают петь и танцевать, и даже иногда днём, на церковной площади, где только добродетельные и благочестивые песни могут быть спеты, некоторые подходящие [песнопения] были записаны здесь для этой потребности. И они [песнопения] должны исполняться в почтительной и умеренной манере, чтобы не тревожить тех, кто продолжает молиться»

Таким образом, в «Красной книге» собраны песни, которые должны были развлечь паломников, заменяя привычные тем народные песни, содержание которых могло быть недостаточно религиозным.

Почти все песни, записанные в «Красной книге», посвящены Деве Марии. Это связано с тем, что объектом паломничества в монастыре Монсеррат была известная чудотворная статуя Богоматери «Чёрная Мадонна».

Для записи всех песен, кроме первой («O virgo splendens»), представленной в квадратной хоральной нотации, используется мензуральная нотация Ars nova, введённая Филиппом де Витри около 1320 г.

Авторы песен в «Llibre Vermell» не указаны. Вероятно, собрана музыка, сочинённая разными людьми. То, что для девяти из десяти песен была использована нотация Ars nova, означает, что записывавший шёл в ногу со временем. Стиль Ars nova не был широко распространён в Каталонии в то время, когда создавалась «Красная книга», а развивался преимущественно музыкантами королевского двора. Монахи могли иметь контакты с ними, например, когда профессиональные музыканты приезжали в монастырь в свите какого-нибудь знатного паломника. Сами монахи тоже ездили учиться за пределы монастыря, так что, несмотря на то, что Монсеррат расположен в труднодоступном месте, культурные поездки и обмены были частыми и плодотворными.

Большинство песен, если не все они, были созданы раньше, чем была записана «Красная книга». Например, для мотета «Imperayritz de la ciutat joyosa» в рукописи приводятся два разных текста, которые могли петься одновременно. Такой стиль на момент записи «Красной книги» уже устарел.

 

 

 

 

 

 

По материалам Википедии и http://www.amaranthpublishing.com/

Более подробно с кодексом можно ознакомиться на этом сайте http://www.cervantesvirtual.com