Жёстче любого металиста (Интервью с Михаэлем)
"ЖЁСТЧЕ ЛЮБОГО МЕТАЛИСТА"
Интервью с Михаэлем Райном (5 мая 2008)
Предпрослушивание альбома с In Extremo? А почему бы и нет? И хотя варианты типа Мюнхена, Берлина, Гамбурга и Майнца не самые оптимальные, но что же тогда?!
Ну, так что, куда? Гамбург? Ничего не знаю. Берлин? Я лишь на прошлой неделе видел там Overkill и Megadeth. Мюнхен? Подходит, там проживает мой старый однокурсник, с которым уже давно хочется снова что-нибудь устроить. Ах, да - ещё там сестрёнка живёт... Что ж, бронируем билет.
Сказано - сделано; короткий звонок бывшему однокурснику и сообщение о явлении Христа народу. Жаль только, что он, похоже, пронюхал, что пахнет жареным, и для своего же блага за день до моего приезда улетел в Лондон. Заметка для себя: всё равно заглянуть как-нибудь, чисто на всякий случай. Ну, что же, тогда к сестричке, которая хотя и приглашает меня любезно в свою квартиру, где проживает со своим парнем, но обитает в удалённом жилом районе, где с утра отправляешься за хлебушком лишь на поезде... Кроме того, моя сеструха в поисках спасения свалила во Флоренцию - и тоже прямо за день до моего прибытия в Мюнхен.
Должно ли это было навести меня на определённые размышления? Я так не думаю... Однако она оставила мне своего итальянского друга, который знает немецкий примерно так же хорошо, как я - итальянский. Н-да, ну, хотя бы можно работать в тишине и покое.
Мюнхен в марте просто великолепен. По крайней мере, для тех, кто свою прежнюю жизнь вёл либо в туманном болоте на западном побережье Шотландии, либо в Марианской впадине под водой. Так что я, пожалуй, воздержусь от прогулки по городу, погоняюсь пару раз за кошками по дому, при этом теряя по квартире больше своих волос, чем обе вместе взятые скотины, и лучше приготовлю парочку вопросов, которые задам In Extremo сегодня вечером после совместного прослушивания нового альбома.
В центре Мюнхена - собачий холод, а поскольку я немного ошибся со временем, то я на месте уже за добрый час до назначенного срока. К счастью, кабак уже работает, так что я могу забиться куда-нибудь в угол с чашкой кофе. Мало помалу прибывает всё больше журналистов и прочих ребят, а когда на месте оказываются Das letzte Einhorn (Миха) и Van Lange (Басти), то можно начинать. За многочисленными кружками пива, гамбургерами и теми или иными пояснениями мы получаем первые впечатления от нового альбома "Sängerkrieg", после этого Миха общается со мной и отвечает на вопросы.
Что ты делал, когда звучал альбом?
Наблюдал ли ты хоть чуть-чуть, как люди реагируют на песни?
Не-а,
вообще нет. Я полностью сконцентрировался на выпивке. (смеётся) Не, ну, я на самом деле очень рад, что пришло столько
людей, даже говорил с несколькими из них. Лично я к диску отношусь уже без
каких-либо разрывов, но я немного послушал, как песни звучат на устройстве,
которое мы не сами настраивали. Для меня это тоже первый раз, когда я слушаю
пластинку не на дорогом студийном оборудовании или в машине. Разница в этом
тоже есть.
Ну, и как, доволен результатом?
Что-то было не так, или вы себе это представляли немного по-другому?
Ну,
типа, я, наверное, микшировал бы чуть по-другому. Не диск, скорее звук из
динамиков. В каждой пивнушке есть свои углы и закоулки, но, по большому счёту,
всё было норм.
Я нашёл, что за вашими текстами
порой довольно трудно уследить, но причина может быть в уже упомянутыми тобой
проблемами со звуком.
Да,
но с этим ты сталкиваешься на каждом альбоме, который ты слышишь в первый раз.
Это объясняется о первичном общем впечатлении.
А ещё он довольно позитивный, по
крайней мере, на мой взгляд. Похоже, вы снова создали очень разнообразный
альбом. Естественно, есть парочка совершенно типичных для In Extremo вещей, но есть и кое-что, что
выходит за рамки предыдущего.
Очень
рад, если ты так думаешь. Совершенствование во всём, что мы делаем, чрезвычайно
важно для нас. И хотя мы делаем всё, что приходит в голову, но должно же при
этом быть какое-то движение вперёд. Концепции в этот раз не было, но
результатом мы очень довольны.
Ставите ли вы себе какие-то рамки,
у которых вы бы сказали: "Ага, а вот тут мы немного удаляемся от своего
стиля"?
Вообще-то,
нет. Мне сейчас, по крайней мере, ничего такого на ум не приходит. Мы очень
открыты для всех направлений, а на последней пластинке уже даже поработали с Silbermond (на
"Kein Blick Zurück" - прим. автора). По этому поводу пришлось
наслушаться критики, но нас это не сильно задевает. Рэй, например, абсолютный
уличный музыкант. Он шесть лет стоял на улице и музицировал там. По мне так это
жёстче любого металиста (смеётся). Он
любит то, что он делает, и нам это очень подходит. Мы действительно открыты для
всего, пока ещё утром можно встать и посмотреться в зеркало. Всё должно быть
честно, тогда будет хорошо. Для меня это главное.
После того, как на последних дисках
присутствовали гостевые музыканты, на "Sängerkrieg" вы решили
обойтись совсем без них, так ведь?
Не
совсем. У Томми Виктора из Prong
есть
несколько партий бэк-вокала на заглавной песне. Томми - наш очень хороший друг,
и когда у него был выходной во время тура, он пришёл к нам на студию и спел эту
композицию, спонтанно так получилось. Ещё и Монти Питман (басист Prong/гитарист Мадонны) поучаствовал,
это тоже было очень круто. Кое-что нам, правда, пришлось удалить, поскольку
пели мы тогда в реально подпитом настроении (смеётся).
Кроме того, кое-что было каким-то странным. Но всё в порядке. Хотя кто-нибудь,
наверное, всё же сделает ремикс для нас, но это на данный момент шкура
неубитого медведя, так что я об этом пока не говорил. (улыбается)
Мне вот ещё интересно узнать, из
чего выросло ваше сотрудничество с Silbermond или ныне покойным Полом Рэйвеном (Ex-Killing Joke/Ministry)?
Раз
уж ты об этом спросил: это была последняя зарубежная работа, которую Пол Рэйвен
сделал для другой группы. Когда я думаю об этом, мне кажется, что это безумие.
Об этом в то время и подумать было
нельзя, не так ли?
Совершенно
нельзя. Сообщение о его смерти меня поразило. Я ещё очень долго и очень
напряжённо беседовал об этом с Томми Виктором, потому что эти двое были очень
близкими друзьями. Но вернёмся к твоему вопросу: фактическая идея состояла в
том, что несколько групп сделают на нас каверы, и что среди них такой музыкант как
Гётц Альсманн, для нас просто посвящение в рыцари. При упоминании о Silbermond многие
сразу же представляют себе подростковую группу, и я, стоит признаться, раньше
тоже всегда так думал. Однако когда я впервые увидел их на фестивале, на
котором также выступали и мы, у меня челюсть отвисла. Если бы я в том возрасте
был столь музыкально подкован, я мог бы считать себя счастливчиком. Мы тогда с
ними подружились, и я их просто спросил об этом. "Для вас - в любое
время!" - ответили они. По мне так это просто классно.
С Гётцем Альсманном так же?
Да,
абсолютно. Он знает нас уже давно, а ещё он наш большой поклонник, чего я тогда
тоже не знал. Я как-то познакомился с ним в качестве гостя на его передаче, и
он меня действительно впечатлил.
Чем вы можете объяснить ваш успех в
Южной Америке? И как вам удаётся понять этих картавых халапеньо?
Ха-ха-ха-ха,
ну, как это объяснить? Я думаю, дело в том, что мы такие, какие есть. Я не могу
объяснить это по-другому. У меня возникает такое чувство, что люди в Южной
Америке обращают внимание не только на музыку, но и на людей также. Мы были в
Мексике, Аргентине и Чили, что для нас тоже новая территория, и там нас тоже
сердечно принимали и устраивали праздник. Это было неописуемо.
Что я в очередной раз заметил при
прослушивании нового альбома, так это то, что вы вообще не работаете с
гитарными соло. У вас сольными инструментами выступают волынки...
Верно.
Для Басти было бы совершенно не проблемно взять на себя парочку соло или
мелодий, но это уже было бы не In
Extremo.
Этим занимаются волынщики, и я думаю, что это в порядке вещей. Это не означает, что мы никогда не
станем делать что-то подобное, просто пока у нас не было на то никаких
оснований. Кроме того, на Best-of в
"Kein
Sturm
hält uns auf" имеется гитарное соло. Тоже
отлично звучит.
Также вы всегда много работали с
историческими текстами, но как обстоят дела с тем, что вы пишете сами? Чем вы
вдохновляетесь?
Если
начистоту - всё, что происходит вокруг нас. Кроме того, мы так или иначе всё
делаем вместе, так что я сейчас даже не могу сказать, кем написана определённая
строка в определённой песне. Только мне нет до этого дела, и именно это делает
нас In
Extremo.
По крайней мере, в настоящее время. Восемь, девять лет назад всё ещё было
иначе, тогда я бы ещё настаивал на том, что МОЙ текст будет использоваться
именно так, как Я его написал. Сегодня я очень благодарен, когда все участвуют
в написании текстов, ведь и лексика от этого становится богаче.
Так-то между делом встречаются и
исключения. Почему вы решили сделать кавер на песню "An end has a start" группы Editors? Песне как раз почти что
исполнился годик.
П-ф-ф-ф,
мы просто послушали песню, и Басти сказал, что с радостью переписал бы её так,
как он её видит и представляет себе. Это был просто такой вот каприз. После
десяти пластинок, пожалуй, можно и кавер разок записать.
Несомненно, но обычно кавер делают
на то, что особенно повлияло в молодости, или что-то в этом роде.
Да,
но всё же каждый поступает по-своему. Для нас это просто было весело, мы об
этом даже не думали особо долго.
Лично я никогда бы не смог отнести
песню к какой-либо группе, так что звучание Editors меня не коробит.
Ну,
так это вообще здорово. Теперь послушал крутую песню, и, пожалуй, слышал её ещё
и у The
Editors.
На этой композиции ноги буквально сами пускаются в пляс.
В "Zauberspruch" ты прибегаешь к так
называемому обертонному пению. Гортань-то при этом в лёгкие не особо быстро
падает?
Нет,
вообще-то, это довольно простая вещь - для тех, по крайней мере, кто умеет. (смеётся) Это ведь такое дело, что либо
у тебя есть способности, либо их нет. Я этим когда-то довольно долго занимался,
и теперь владею глубоким горловым пением. Правда, тогда я, к сожалению, был
слишком ленив, чтобы продолжать обучение, и потому по-другому не могу петь до
сих пор. Досадно, но, в конце концов, я был жутким лентяем, не смог заниматься
этим дальше. Но в частном порядке я эту музыку слушать очень люблю. Не только
монгольские песни и всё в таком духе, но и регги. (Между тем, Басти к нам ненадолго присоединился) Басти, вот, в
частном порядке слушает гораздо больше.
Басти:
Не обязательно должно нравиться всё, но если уж занимаешься музыкой, то было бы
немного глупо ставить друг против друга разные стили и звучания. Я, конечно,
больше по року шарю, но и в других музыкальных направлениях есть хорошие
мелодии и аккорды.
Миха:
Вот что лично я очень люблю слушать, так это музыкальные корни. Туда входят
также регги и блюз. Можно научиться чему-то только в том случае, если
открываешь для себя новые горизонты.
Когда только что звучала "Tanz mit mir", я почему-то усиленно
вспоминал о "Midlife
Crisis"
группы Faith
No
More.
Басти:
"Tanz
mit
mir",
говоришь? Честно? Эм-м... (автор начинает
барабанить пальцами по столу) ... верно. Есть там такое дело. А я ведь до
сего момента и не замечал. Это было вовсе не сознательно, так как я уже целую
вечность не слышал этого диска, но теперь, после того, как ты мне на это указал,
у меня, пожалуй, это никогда из головы не выйдет, слышу ли я песню или играю
ли. (смеётся) Но влияния едва ли
можно избежать, и обнаруживается оно зачастую подсознательно.
Никаких проблем, но вам не кажется,
что голос Михи на новом альбоме немного грубее, и из-за тембра звучит несколько
иначе?
Миха:
Ну, тут уж я ничего сказать не могу. Я пою так, как и пел.
Басти:
Я, наверное, тоже чувствую разницу, но в связи с этим, пожалуй, следует
упомянуть, что мы взяли очень большую высоту. Мы не особо много дурачились и просто
взяли то, что нам больше нравится. Неважно, кажется ли это сейчас на 100%
идеальным или нет.
Миха:
Мне кажется, во время пения очень важно то, что эмоция проходит через тебя.
Грубее ли я сейчас звучу, чем раньше, я сказать не могу. Какая-то изюминка
определённо быть должна.
У вас это получилось, песни звучат очень свежо и
словно бы спонтанно. Вот как трек "Flaschenpost", вероятно, вживую звучал бы
прекрасно, тут к гадалке не ходи.
Басти:
И я бы охотно сыграл его вживую.
Миха:
Мы наверняка будем его играть. Я даже думаю, что фанаты отныне будут требовать
её на концертах. Но выполнить эту просьбу для нас будет довольно тяжело, с
сет-листом так всегда. В конце концов, у нас уже более ста песен есть, а если
ты ещё и какие-то старые должен выбирать... уф-ф.
Басти:
На самом деле, нашим новым диском мы себе удовольствия не доставим, ха-ха. С
каждым разом выбирать песни становится всё тяжелее.
Я уже спрашивал Миху раньше, но
всё-таки что делал ты, Басти, когда звучал новый альбом? Наблюдал за людьми?
Басти:
Да, конечно, в любом случае! Но это немного трудновато. Пластинка здесь
довольно неплохо звучит, но у себя дома в гостиной она звучит в пять раз лучше,
да и в целом ты немного волнуешься о том, как вообще здесь что-то звучит. Но мы
уже видели, как реагируют люди. (говорит
и снова потихоньку смывается)
Я совсем недавно спрашивал
гитариста Atrocity:
Когда вы читаете реакцию прессы, то на каждое утверждение абсолютно обязательно
находится тот, кто говорит всё с точностью до наоборот. Насколько серьёзно ещё
можно воспринимать журналистов?
Ай,
блин, да они есть всегда и всюду вообще. Правда, если люди сидят друг напротив
друга во время интервью, то складывается впечатление о собеседнике напротив. Из
того, что это за вопросы и как они задаются, можно понять, что это за человек.
Вот мы здесь уютненько сидим вместе, и я прекрасно себя чувствую. Заметно, что
ты интересуешься и нами, и нашим звучанием, да и над вопросами предварительно
подумал. Но мне знакомы и другие случаи. Если ты мне сейчас скажешь, что
такая-то и такая-то песня по каким-либо причинам не очень хорошо вставляет, ну,
или что-то вроде, то я порой буду размышлять об этом. Если это мне скажет
кто-то, кто не имеет понятия ни о нас, ни о нашей музыке, то я на это положу с
прибором. Также если ты мне скажешь, что тебе нравится "Sängerkrieg",
то для меня это будет иметь значение. Самое тупое, что со мной однажды
случилось, это когда меня на вокзале во Франкфурте спросили перед работающей
камерой, какое In
Extremo
имеет
отношение к Третьему Рейху. В конце концов, сделали бы что-нибудь такое с огнём
и так далее... Больше там ловить было нечего. Я попрощался, развернулся и ушёл.
Любая другая реакция, пожалуй, была
бы неправильной. Разве что тот мужик должен был вернуться домой с камерой в заднице.
Поначалу
ты в такой ситуации действительно теряешь дар речи. Но с чем-то в этом роде
нужно просто бороться, пускай даже прошло энное количество лет. Между тем, мы
уже наконец достигли соответствующих вершин, когда большинство людей знает, к
чему мы там имеем отношение.
В 2006 году вы заняли третье место
у Рааба на конкурсе Бундесвидение, а Subway To Sally в этом году аж до первого
добрались. Как думаешь, средневековая сцена стала достаточно популярна, или её
фанатов надо лучше мотивировать?
Я
лишь приблизительно уловил, но, безусловно, вижу в этом только плюс для тяжёлой
музыки, особенно если учесть, что для этого едва ли есть ещё какие-то
платформы. Особенно популярности не
хватает в массовом музыкальном телевидении. В любом случае, я вижу только плюсы
и очень рад, что Сцена доказывает такую сплочённость.
Что же нас ждёт относительно
поездки? Кулиса с кораблём, думаю, уже изжила себя.
Да,
абсолютно верно. Мы уже даже подумывали о том, чтобы продавать вещички с
аукциона на Ebay.
Свой костюм я в любом случае выставлю. У меня есть крёстник в стране Третьего
мира, и доходы полностью уйдут на него. Я уже делал так пару раз, например, мой
костюм времён "7" принёс столь много денег, что можно было построить
школу в маленькой деревеньке в Индии. Это было действительно здорово!
Автор: Михаэль Эделе
Источник: http://www.laut.de/In-Extremo/Interviews/Haerter-als-jeder-Metaller-05-05-2008-514
Перевод: Макс "Castle" Теребилов