...это свобода глубиною 80 х 80 х 80, как сказал бы Хелге Шнайдер[1]! Из Хитроу в Лондоне прямиком в Ньюарк в Нью-Джерси! И вот теперь раздражённый мучитель струн сидит, зажатый столиком на уровне живота, на котором испускает горячий пар жидкий американский кофе возле холодного, всё ещё тёмно-зелёного банана, охраняемого ярко-жёлтым омлетом. Не стоит забывать и о двух американских провинциалках, расположенных по правую и левую руки от меня (Трудно было свалить от русских?) - да уж, точно, как всегда, посчитать до десяти и ждать вопроса, является ли до сих пор Адольф Гитлер королём Германии. Даже обе стюардессы-блондинки из американской авиакомпании кажутся мне смутно знакомыми. С телевидения? Из "Женщин за решёткой"[2]? Ну, да, обе исполнительницы главных ролей намекали на захватывающую и занимательную поездку - во всяком случае, с визуальной точки зрения...
           После третьего повторения "Агента 007 - На секретной службе Её Величества", доступного даже на испанском языке, мы, наконец, стали приближаться к земле. Ах, детки, как же быстро проходит время! И здесь, так сказать, на твёрдой почве фактов, на наши самые животрепещущие вопросы прямо сейчас отвечает американский наземный персонал: Как высоко может подлететь тридцатикилограммовый стационарный семплер? Как далеко полетит брошенный двумя сильными мужчинами усилитель Marshall? И на какую из своих сторон он упадет? Полёт страдальцев, наконец, прекратился. По крайней мере, на какое-то время.
           Событие №1: Толстый американский полицейский с глубоко засунутым кольтом угрюмо рассматривает наше разрешение на работу (...теперь нам уже посылают музыкантов свыше!!!) О-ла-ла, допуска в "Страну самого Бога", похоже, далеко не каждый удостаивается. Документы проверяются, коробки ждут - секунды идут, словно часы. Некоторым братишкам из моего общества совершенно очевидно давило на психику 9-часовое отсутствие никотина. Но вот начался штурм Бастилии, то бишь конец мучениям: изнурённые любители "Мальборо" дрожащими пальцами полезли в свои карманы, на ходу воспламеняя свои зажигалки. Слава те Господи - день наконец-то начался!
           А потом, заняв три подготовленных для нас "Metalblade Records" фургончика, мы отправились на 80 миль в Пеннсаукен через Нью-Джерси, там находилось место нашего выступления. Естественно, мы уже за тысячу метров забыли о ненавистном аэропорте, как вдруг, словно по мановению волшебной палочки, в Пеннсаукен мы, в свою очередь, вляпались не в тот отель. Большего я об этом месте говорить не хочу. Вечером - первая робкая встреча с местными жителями в баре отеля. Осознание того, что здесь пока ещё разрешено курить, с болью возвращалось к нам в течение последующих недель...
           Событие №2: Пеннсаукен/ Expo-Center. "March Metal Meltdown" - с этого места нам предстояло начать покорение Америки. Мы начали пополудни, чтобы тщательно проанализировать происходящие события. Делать этого нам явно не следовало: в четырёх переполненных и содрогающихся залах группы одна за другой начинали свои выступления, среди них была и одна с весьма жизнеутверждающим названием - "Холокост" - и всё это, конечно же, синхронно! Я, дорогой мой читатель, уже весьма привыкший, но адское грохоталово здесь - это просто ё-моё, тем более, что залы 2 и 3 были разделены одной лишь тканью занавеса (!!!). (Во время этого вечера в погоне за зрительскими симпатиями в который раз выиграла правая сторона, поддерживая лучшими па). Мы в панике изучили план мероприятия, на наше счастье, за нами был зал номер 4, что, скорее всего, являлось результатом не только божьей милости, но и работы персонала нашей до невозможности обожаемой "Metalblade".
           Отдельного упоминания с моей стороны, конечно же, заслуживает пивная на открытом воздухе, где хитом продаж, особенно у непьянеющих германцев, был любимый "Bud light"[3], и потому сие место строго охранялось полицейскими. Будь у тебя хоть плешь размером с Ватикан, хоть ты пенсионер, хоть дедуля с тростью, хоть инвалид-колясочник - здесь у каждого (!) всякий раз (!!) проверяли возраст (!!!). Вот ведь штука: алкоголь с 21, водительские права с 18, папкин дробовик с 6.
           После интервью для MTV настало время выступления. Я глазам своим не верил: весь день у сцены ошивалось не более чем 25-30 детей, и вдруг наша аудитория моментально увеличилась по меньшей мере раз в 20. Кажется, "Metalblade" проделали действительно огромную работу, не только то, что касается беготни со СМИ и т.д., но и всё, что связано с арендой оборудования. Естественно, это принесло много удовольствия на концерте, которое позволило нам зажечь ряды не особо обременённых проблемами металистов. И я без лишней скромности считаю, что мы в этот вечер были единственной группой, которая дала автограф-сессию. Стоп! Снято!
           Событие №3: Dr. Pymonte во время рейса Ньюарк - Лос-Анджелес наткнулся на пропавшую сестру из клана Джексон. Да, конечно, это была женщина с медицинской маской, единственная, кто выделялась среди себе подобных, поскольку она не пела и не танцевала, но, по крайней мере, унаследовала страх перед инфекциями. И у кого, как думаете, было место рядом с ней? Смотрите выше! Думаю, Доктор за 5,2 часа получил массу удовольствия (к сожалению, он неохотно распространяется на эту тему), может, нам было бы лучше поместить её в ящик для пиротехники и потребовать выкуп? Фотографии - по особой цене!
           Лос-Анджелес/штат Калифорния. Что-то мнится мне, что ковбой Мальборо на самом деле умер не от рака лёгких, а скорее был убит вооружёнными членами антитабачной лиги. Во всяком случае, здесь это никого не удивило бы... Да-а-а-а-а, теперь нас сопровождает палящее солнце и всё, что с ним связано. "Metalblade" вновь заказали нам три фургона, на которых нам пришлось пробираться к нашему отелю через этот не самый скромный город. Миха "Einhorn" (Не нужна мне на Востоке никакая карта!!!) вновь доказал нам своё умение ориентироваться по сторонам света и направил прямо к "Farmer's Daughter" - отель, который имел одновременно один большой плюс и минус: он находился сравнительно недалеко от бульвара Сансет, но фермерская дочка так нам и не показалась.
           А следующий день, наконец, стал нашим первым "днём для работ по дому", можно было купить первые носки и трусы, а плотный график оставил нам время на исследование страны и города, чтобы проверить сложившуюся во время просмотра телепередач картину Америки на прочность. И Л.А. с обаянием не подвёл: открытые 24 часа в сутки супермаркеты, музыкальные магазины, мебельный магазин не меньше IKEA, и, конечно же, неминуемый Голливуд (этот бульвар мне по дурости напомнил Эрнст-Тальманн-Штрассе в Потсдам-Бабельсберг). Тем не менее, дражайшие коллеги-музыканты удивили меня сегодня настоящей культурной вкусняшкой: это оказалась групповая экскурсия в национальный парк Джошуа-Три. Мне как отъявленному ненавистнику "U 2" поначалу потребовались силы на преодоление себя, но любопытство всё же победило - как можно дать целому альбому название в честь барахла и парочки дохлых пальм? Видимо, вдохновение этот ансамбль черпал в другом месте, Джиму Моррисону порой приходилось и в пустыню лезть, чтобы курнуть травку! У них наркотики бесплатно распределяются, что ли? Короче говоря, я всё ещё не поклонник "U 2", и, наверное, никогда им таки не стану! И, конечно, иначе и быть не могло – из всех 425 американских радиостанций мои дражайшие попутчики выбрали именно ту, на которой Боно в очередной раз хотел спасти мир...
           Вечером мы двинули в "Rainbow", где постоянно тусил Лемми из Motörhead. Ну, ладно, во всяком случае, почти постоянно, поскольку именно сегодня... Эх, блин, если б там хотя бы Боно присутствовал! Но мы так или иначе не хотели перебарщивать, ведь на следующий день в целях саморекламы (и ко всеобщей радости) в Санта-Моника было назначено уличное шоу. Чего только не сделаешь, чтобы стать поп-звездой!
           Санта-Моника: солнце и море! Я себе так и представлял, потому мы быстренько оккупировали автобус и поехали. Не тут-то было: в течение последующих десяти минут езды всё вокруг настолько покрылось наступающим туманом, что с моря дальше берега ничего не было видно. Охренеть! А поскольку я не только по художественным причинам вынужден был оставить свою любимую тромбу марину на родине, то я вместе с командой техников стал так называемым безбилетным зрителем на средневековом представлении, или, так сказать, промоутером.[4] Янки были в полнейшем восторге от "милых ребят из Германии" и обещали всей честной толпой посетить завтрашний концерт в "Whisky a Go-Go" - а ещё один милейший полицейский, который, вообще-то, хотел нас прогнать, в этой буйной толпе проникся самым настоящим обожанием.
           Событие №4: Игра в "Поле чудес" в "Whisky". Тамошний организатор настолько интересуется выступающими у него в заведении группами, что не только наше название было написано неправильно. Волей-неволей пришлось снова напрягать домашний магнитный стержень - ничего удивительного, если каждый день выступает по 5 групп.
           Атмосфера большой истории приятно овевала это заведение, даже "The Doors" несколько недель пытались завоевать здесь расположение публики, как и многие другие группы, чьи диски нет-нет да и встретятся в ваших домашних шкафчиках. Ещё в самом начале я заметил маленький красный катафот с надписью "Последняя песня!", который был виден только со сцены. Какое гениальное изобретение! Поскольку мы сегодня выступали в качестве хедлайнеров и могли играть последними, мы сумели спокойно проигнорировать этот сигнал. Во время саундчека мало-помалу подтягивались остальные четыре группы, частично уже в гриме со злобным макияжем, но, как это часто бывает, сами по себе они оказались милейшими ребятами. Одна группа благодаря нам даже купила маленький немецкий флажок... Когда же после последующих шести часов музыкального трындеца можно было перейти к делу, то настала наша очередь взорвать танцпол с 400 посетителями. Если подумать, что среди них была куча журналистов, букеров и других любопытных личностей из музыкального бизнеса (которые в Германии в большинстве случаев ошиваются сзади с кислыми минами), то реакция становится более чем приятной! Кстати, в этом заведении, как и повсюду, запрещено курить!
           На следующий день мы отправились в Остин через Даллас, что в штате Техас. Как всегда, наземный персонал соответствующих аэропортов устроил внутреннюю игру в баскетбол с багажом, причём не только с нашим, даже не обращая внимания на вес из-за мнимых бонусных очков.
           Так вот, сейчас в Остине, как и в прошлом году, проходит фестиваль SXSW с более чем 600 выступающими группами. Всё это сборище играет, за некоторым исключением, между пятой и седьмой улицами в пределах городской черты. Как уже было сказано: за некоторым исключением. Но об этом позже. Сперва мы снова проводили время в наших автобусах за поиском гостиницы, на этот раз она удачно расположилась на въезде на I-35[5], и прямо за нашим окном можно было наблюдать ход строительных работ автомагистральной развязки. Сначала мы, конечно, сетовали на непривычную дальность от центра (вот же ленивая группа), пока не поняли, что Остин, невзирая на три улицы с клубами, никакого центра-то и не имеет.
           Остин был не чем иным, как скоплением супермаркетов, бензоколонок, ресторанов быстрого питания и отелей, расположенных вдоль двух автомагистралей - вот вам приблизительный итог, да не линчуют меня ковбои за это.
           После того, как вечером мы в культурном заведении вдоволь повеселились с Патти Смит, Gluecifer, Nashville Pussy и прочими ребятами, то на следующий день отправились уже к нашей непосредственной концертной площадке. И она не просто так называлась "Back Room", она ещё и находилась, мягко говоря, посреди всех этих огромных промышленных дыр на окраине города. Местность, правда, до боли напоминала популярные в солнечные выходные рынки на окраинах крупных немецких городов. И хотя это местечко располагало самой большой в городе сценой, зрителей ему явно не хватало. "Ещё появятся" не сработало - даже надежды на четыре другие группы себя не оправдали. Так что мы играли самый большой концерт в нашей жизни перед 25 коллегами-музыкантами, барменом, 6 посетителями ярмарки, Доро, делегацией из Metal Blade и восторженными звуковиками из "Back Room". Как там Горбачёв говорил? Кто поздно приходит, того жизнь наказывает!
           Даже если после этого будет худо, я не хотел бы скрывать от вас события следующего дня: была анонсирована групповая экскурсия! В таких событиях всегда есть что-то забавное, ведь все бесплатные экскурсии являют собой идеальное экспериментальное поле для расстроенных социальных работников (навроде Доро и вашего покорного слуги) и безвольных жертв (остальные члены группы, гы-гы!!!). Так что здесь групповые динамичные процессы окрашиваются, так сказать, в самые ослепительные цвета: мы направлялись к Марпл Фолс, предполагаемые (и отмеченные на карте) громадные водопады реки Колорадо неподалёку от Остина. С тремя ездоками с совершенно разными характерами (Миха, Вегевитц и Райнер), жутко изголодавшиеся (завалились пожрать в первый попавшийся паб) и без карты (я инстинктивно чувствую) - всё указывало на успешную прогулку. После трёх часов езды на солнце и страдая от жажды, словно Ганнибал после перехода через Альпы, мы поняли, что хотя Марпл Фолс и называются Марпл Фолс, а почему - даже местное сельское население с уверенностью сказать не может. А также не могут они толком объяснить, почему в нашем немецком атласе автомагистралей Америки эти самые водопады отмечены как «достопримечательность» и должны находиться где-то в непосредственной близости от их места обитания.

После того, как мы сбились с пути на частной территории, обыскали несколько деревень, украли внимание американского пастора громким "Привет", и прямо-таки с криминальным упорством пытаясь следовать в указанном им направлении, мы нашли нашу цель: одинокую заправку (ещё раз спросив дорогу!!!) с холодным пивом и богатым выбором чипсов. После двух финальных вопросов мы совсем сдались. А вот и оба неподражаемых ответа: 1. Здесь кругом куча дорог - я не знаю, куда они все ведут! 2. Большие водопады вы просто не увидите - они находятся под водой) закончили свою поездку прямо-таки в Нирване...
           "Нашёл её я в Мексике - Анита (Анита), красивы её волосы, и очи светлы, словно звёзды (ду дуби дуп ди дуб ду дуби дуп ди дуб)"[6] - да уж, Мексика казалась гораздо более многообещающей. Но удовольствию предшествовал обильный пот, который позднее отчётливо выступил у коллег на лбах при попадании в нисходящий воздушный поток во время приземления в Мексике. А Доро уже выглядела обеспокоенной - здесь, в аэропорту Мехико, должна была случиться встреча с богиней всех дельцов, Клауззен. Отсюда следует вот что...
           Событие №5: По крайней мере, ставшую известной в Мексике благодаря Клауззен группу In Extremo, окружённую мириадами вспышек и камер, уже в аэропорту ждало море красивых женщин (да-да, мы ничего не преувеличиваем - во всяком случае, что касается "моря"). Далее группа уселась в уже ожидающий автобус с работающим двигателем, чтобы проехаться к первому местному дому при помощи шофёра. Ладно уж, было не совсем так - но отличия были мизерными...
           О Клауззен мы уже не один раз слышали от Доро, да и получали от неё факсы и имейлы на протяжении всего путешествия по Америке, но о том, что нас будет ожидать такая милая и обаятельная мексиканка, никто точно и подумать не мог (особенно учитывая то, что женские дела в музыкальном бизнесе - скорее исключение из правил!). И сразу же после посадки начались суровые будни: телевизионная команда в аэропорту, быстрая регистрация в отеле, пресс-конференция в "Hard Rock Live", интервью, интервью, интервью, поцелуйчики там и тут, интервью и снова интервью. А вечером последовало великодушное приглашение на банкет...
           Следующий день начался (причём очень рано) с интервью, которые растянулись до полудня, а далее последовало "Шоу Отро Ролло", которое 50-ю миллионами зрителей являлось, пожалуй, самым популярным шоу Мексики. Ведущий был славный тип, прямо-таки смесь Харальда Шмидта и Томаса Готтшалька[7], он являлся своего рода культовой фигурой Мексики и не имеет здесь аналогов во всех отношениях, и, например, записал здесь больше дисков, чем AC/DC, U2 (ха-ха) и Мэрилин Мэнсон вместе взятые. Здесь мы попотчевали зрителей нашим "Spielmannsfluch".[8] После того, как Миха избавил его от бейсболки, он нашёл интерес и удовольствие в комично звучащем немецком и растрогал нас своими высокими тонами. То, что в эту передачу залипает фактически каждый, нам стало известно в течение последующих дней: натурально в каждой харчевне, в каждом лифте и в самых невероятных местах нас просили об автографах (которые, учитывая отсутствие бумаги, зачастую подписывались на самых удивительных предметах).
           Среда началась с университетского тура, который сопровождали корреспонденты с "Radio Orbita" (реально суперкрутое рок-радио, у которого даже Берлину есть чему поучиться, и на котором наша мегаподруга Клауззен, конечно, имела собственное шоу). Честно сказать, мы не думали продолжать "университетский тур", пока не добрались до первого универа: 300 сумасшедших мексиканцев, не считая тех, кто внутри, обрушились с плакатами (спасибо Клауззен!), рюкзаками, блокнотами, да ещё и сильно накрашенные (и снова спасибо Клауззен), на внезапно напуганную таким вниманием группу. Вы только представьте себе - если ад выглядит именно так, то мы не прочь задержаться там ещё на некоторое время. Затём всё это повторилось ещё в двух местах, перемешиваясь с интервью, телевидением и снова интервью, пока не подступила следующая новость: Tower Records - автограф-сессия!!! То, что здесь случилось, я просто не смогу описать со своим скромным словарным запасом - только так: перед заведением толпилось такое количество народа, что нам пришлось нарезать ещё один круг на автобусе, поскольку охрана ещё не была готова...
           В четверг нам была дана возможность следовать своей судьбе и, наконец (!!!), заняться музыкой. "Rock Hard Live" - заведеньице где-то на 800 мест недалеко от центра этого громадного города. Увы, билеты в эквиваленте стоили порядка 50 дойчмарок, что несколько превышало европейские стандарты. Вот уж чего мы точно не в силах изменить! Взгляд с крыши дома за два часа до концерта - и Пак внезапно побледнел: внизу находилась лавка атрибутики In Extremo, огромная, как армия зрителей во время домашней игры ФК "Герта" на Бундеслиге! Клауззен лишь упомянула, что мы должны быть рады, поскольку это признак большой известности! И мы радовались втихаря (совсем втихаря - да, коллеги?). А поскольку я, скромный басист, могут от себя предоставить только субъективные концертные отчёты, то я сэкономлю вам время. Скажу лишь так: неописуемо. Клауззен несколькими часами ранее поведала нам, что этот концерт будет транслироваться в её радио-шоу, что совершенно не помогло нам перебороть волнение перед началом выступления. К третьему выступлению на бис она вышла на сцену, сказала что-то на испанском, вызвав бурю аплодисментов, и исчезла обратно. Мы, конечно, были на седьмом небе, пока не узнали, что наша переводчица Хайке с мэром (который уже ждал нас за кулисами), Клауззен и Доро договорились о бесплатном концерте в воскресенье в городе. Но об этом позже...
           Пятница, наконец, стала по-настоящему свободной, причём удалённая на 700 километров Гвадалахара уже призывно завлекала на следующий концерт. Мы заняли мексиканский спальный автобус (!!!), который развлекал группу занятными испанскими фильмами, к полудню мы снова были навеселе. Я, пожалуй, даже говорить не буду, что улица была самым главным зрелищем... Вечером - регистрация, голова набок и здоровый сон.
           Гвадалахара, чтоб вам было известно, была последним жилым городом Кристофа Циммермана, прежде чем он трагически погиб. В конце концов, этим концертом мы обязаны ему (если вообще не целиковым контактом с Мексикой)! После того, как мы в течение дня во время прогулки по городу в различных универмагах и кафе ставили подпись за подписью (даже абсолютно новая стена паба послужила материалом), пришло время для серьёзных дел. К счастью, энтузиазм поклонников в Гвадалахаре ничуть не отличался от того же в Мехико.
           Тем временем переводчика Хайке занималась бесплатным концертом в Мехико, естественно, смысл был в том, чтобы дать насладиться концертом всем тем, кто не мог позволить себе невероятно дорогущие местные билеты. То, что потом произошло, никому из нас и во сне не приснилось бы. Но прежде нужно было выдержать 700 километров обратной дороги в ночи, после этой пытки (в основном из-за уродливых выбоин) все были ужасно вымотаны. Так или иначе, ни у кого не было желания в какой бы то ни было форме брать вечером в руки инструмент.
           В 18.00 нас забрали из отеля, но теперь уже на двух автобусах, которые наверняка поставило правительство. Как бы там ни было, мы совсем не думали, что мы после этих двух больших концертов должны были ещё напрасно ждать - или, по крайней мере, были вынуждены...
           На площади Койоакан, которая находилась прямо в центре мексиканского культурного района, концерты такого рода, наверное, каждое воскресенье проходят. После того, как мы туда прибыли, играла техасская блюз-группа, присутствовало около 3000 человек, и, что совершенно неожиданно по местным меркам, место было заставлено стульями. Всё же звук был в порядке, сборка сцены приличная - самое время для завтрака. Через час пришло время, чтобы взглянуть направо и обомлеть. Площадь была просто переполнена, люди сидели на стенах, на крышах автомобилей, на деревьях, и даже стулья для уютной воскресной встречи были вытащены из своей природной среды обитания. Футболки In Extremo повсюду, насколько хватало глаз. Серьёзный страх сцены медленно подкрался теперь не только ко мне. К сожалению, оборудование должно было пройти небольшую перестройку, а на сцене пришлось провести саундчек, хоть и совсем крохотный. А потом наступило девять часов, и люди вместе с группой просто взорвались одновременно, не считаясь ни с чем. Более точного определения я просто не подберу. Как ни странно, концерты с минимумом репетиционного времени всегда удаются лучше.
           Под эгидой полиции за кулисами прошло ещё что-то вроде автограф-сессии, во время которой было непреодолимо весело. Время от времени мне приходилось подлечивать потрескавшиеся губы коллег своей заимствованной "Labello"[9], поскольку мексиканки в этом плане безжалостны. Даже полицейская (которая, в общем-то, и отвечала за наше "благополучие") сбросила с себя форму и попросила подписать её нижнее бельё. Так продолжалось довольно долго, прежде чем мы не смогли покинуть опасную зону в сопровождении двух полицейских машин с мигалками. Но опасности такого рода - ещё не самые страшные...
           Затем мы отправились в "Chill Out" - мексиканский танцевальный бар, где герр Доктор под громкие приветствия показал высший класс, уступив в мастерстве разве что Грюфти. Но из-за шлёпанцев Пимонте продажные члены жюри снизили ему баллы за танцы...
           Финальное событие: по окончании тура мы позволили себе два дня наслаждаться туристическими достопримечательностями вокруг Мехико - вездесущими пирамидами и серебряным городом Таско. Настало лучшее время для того, чтобы совершить над лицом некоторые косметические процедуры посредством солнца и хорошего сна. Пара слов: круги под глазами!!! Кстати, о солнце: в общем, было две пирамиды, на которые можно было подняться - Пирамида Луны для избавления от скопившейся отрицательной энергии и Пирамида Солнца... Я оставлю простор вашему воображению. Ну кому, скажите мне, нужна Пирамида Луны???

Die Lutter

Перевод: Макс "Castle" Теребилов

[1] Немецкий комедиант и музыкант.

[2] Немецкий телесериал. Мыльная опера.

[3] Разновидность "Будвайзера", облегчённый светлый лагер.

[4] Да-да, тем самым, который раздает людям рекламки.

[5] Inerstate-35 - автомагистраль в США длиною почти в 1570 миль.

[6] Текст песни Anita немецкого певца Costa Cordalis.

[7] Оба - немецкие актеры.

[8] Существует запись сего исторического момента, его можно посмотреть на официальном сайте РФК в разделе "Видео".

[9] Марка губной помады.