Интервью с Мишей для xaver.de
В четверг, 21.05, в аленском Greuthalle выступят In Extremo. XAVER поговорил с берлинцем Михаэлем Робертом Райном, вокалистом группы. Уже много лет со всё возрастающим успехом In Extremo в своей музыке соединяют рок-гитары с такими классическими античными инструментами как волынка, шалмай и лютня. Сами музыканты не слишком охотно слышат это, но обычно их музыку называют Средневековым роком – Mittelalter-Rock. Их последний студийный альбом «Sängerkrieg» вышел в мае 2008 и сразу же занял первое место в чартах. В этом месяце ребята дадут концерт в Алене, и, кроме этого, в середине мая выйдет их новый DVD «Am goldenen Rhein». Одинаково хорошие причины для разговора с фронтменом группы. Das letzte Einhorn – Последний Единорог – получил это имя ещё в те далекие времена, когда зарабатывал деньги мелким торговцем (в нем тексте - Händler) на средневековых ярмарках; но в повседневной жизни он предпочитает своё нормальное имя – Михаэль Роберт Райн. А в отдалении от сцены этот берлинец – величественный симпатичный мужчина, и за словом он в карман не полезет.
Привет, Миха, ты в Хорватии – проводишь там отпуск?
Нее, здесь мой второй дом. Мой лучший друг – хорват, я живу здесь в деревне, и – это не эффектный трюк – у меня здесь вторая работа, я ловлю здесь рыбу. Рядом открытое море, какое больше ни в одной стране не увидишь, и так далее.
Ты сказал, что у тебя вторая работа, то есть тебе она просто нравится? Ведь ты и музыкой зарабатываешь достаточно денег, чтобы не нуждаться в дополнительном заработке!
Да, теперь, это – как пара разных ботинок. Каждый раз это как работать пивной кружкой!
«Sängerkrieg – Akustik Radio Show» вышел как акустический альбом, скоро вместе с «Am Goldenen Rhein» вы выпустите концертник. Такие вещи в большинстве случаев выходят, когда группа собирается взять паузу, когда нужно срочно выполнить контракт, или когда хотят попрощаться. Нам уже начинать беспокоиться?
Нет, здесь совершенно нет никаких причин для беспокойства. Последний DVD вышел еще 4 года назад, тем временем вышли уже 3 CD, и мы подумали, что уже можем преподнести новый DVD. Sängerkrieg-тур прошел очень хорошо, и мы записали его в Кёльне, и сейчас он выходит. Как уже объявлено, такой же искренний и долгий. Вместе с бонусами – это более чем трехчасовой материал.
Где ты звучишь наиболее «натурально»: ваш акустический альбом звучит также весьма прилично. Многие группы обрабатывают живой материал в студии, перед тем как выпустить его. Но у вас встречается несколько «косяков» – вы настолько нетщеславны?
Точно, когда я потом констатировал, что на паре песен забыл слова, для меня это не было проблемой! Причем, должен честно сказать, мы работали с материалом в студии. С одной стороны, из-за звука и сведения, что тоже очень важно. С другой стороны был момент с нашим вращающимся огненным посохом, и как назло на шоу в Кёльне он не сработал. Этот момент мы потом ещё раз записали и вставили в концерт. Мы сделали это, но мы это и не скрываем, и люди, бывшие тогда на концерте, всё равно знают это. Здесь, как видишь, мы более тщеславны.
Ок, на для других групп то, как они выглядят, гораздо важнее...
Ах, у групп, которые продают мало пластинок, часто самые толстые рожи! Но это также в стороне от сцены...
В своей музыке вы используете не только множество аутентичных старинных инструментов, часть инструментов вы сделали сами. Где вы этому научились?
Просто сами научились этому. Первые волынки и шалмаи, которые мы делали, друг за другом отправлялись на помойку. Как видишь, мы – самоучки, сами научились!
Ну, теперь вы вряд ли сможете спастись от заказов. Я думаю, такие инструменты будут пользоваться спросом...
Конечно, спроси кого угодно, но мы делаем инструменты только для себя.
Да? Но Джонатан Дэвис, вокалист Korn, ведь владеет вашим творением, или нет?
Верно. Я сделал для него волынку и подарил ему. Тогда мы гастролировали вместе, к тому же она ему очень подходила[1].
К инструментам также толпами прикрепляются исторические оригинальные тексты, которые вы исполняете на их исконных языках, например, на старо-шведском, иудейском, исландском. Как это удается? Ведь ты не знаешь этих языков. Работаешь на концертах со шпаргалками?
Нет, ни шпаргалок, ни суфлёра. Или вместо того, чтобы выйти на сцену, я бы пошёл на биржу труда. Я просто заучиваю все тексты наизусть. Но я знаю, что эти тексы значат, много работаю с ними. Например, ирландские вещи я прочитываю три раза и уже могу повторить. Но всё равно постоянно бывают ситуации, когда во время выступления я забываю или путаю слова.
Совершенно в противоположность историческим манускриптам, на Sängerkrieg вы обработали относительно современную песню группы Editors. У семи членов группы, наверное, немного общих любимых групп, Editors как раз из таких?
Эту песню принёс наш гитарист Басти, должен честно признаться, что раньше до этого я её никогда не слышал. Но когда я её услышал, она мне сразу же понравилась. Мы все чувствуем эту песню; но в конечном счёте что-то вроде шутки. Некоторые люди упрекают нас за то, что мы делаем каверы вместо собственных песен. Но я не понимаю, чего они собственно хотят, у нас 10 альбомов и больше 120 песен, так что мы вполне имеем право записать кавер-версию!
А есть общие любимые группы, которые нравятся всем вам?
Мы все разные и у каждого своя голова на плечах. Я, например, старый рокер и уже много лет фанат группы Filter.
Правда? И как по-твоему, последний их альбом хорош?
Даа, ну, там было очень много повторов, я об этом как-то говорил. Но, несмотря на это, Filter все равно моя любимая группа.
Я тоже люблю эту группу, но последний альбом считаю скорее незначительным – лично мне совместный проект фронтмена Фильтров[2] с ребятами из Stone Temple Pilots кажется намного более убедительным.
Точно, Army Of Anyone! Это тоже очень хороший альбом!
Когда смотришь на некоторые группы, кажется, что многие певцы взяли на себя эту роль только потому, что в своем круге они поют лучше остальных. Ты же кажешься прирождённым фронтменом, и ты явно наслаждаешься этим – когда ты понял, что это и есть твоё призвание?
Ещё будучи ребенком, когда в 12 лет в ГДР, стоя перед Konsum (сеть магазинов), впервые сам заработал деньги, спев песню Удо Линденберга[3]. Иногда вместо денег мне давали сигареты. Уже очень рано я стоял с повязанным на голову полотенцем – такая имитация длинных волос – с бадминтонной ракеткой вместо гитары перед зеркалом и представлял, что играю рок. Без понятия, мое ли это предназначение, фронтмен ли я, просто мне хорошо, когда я на сцене, это уже давно стало частью меня. Мой закон: музыка должна идти из сердца, а не из головы! Хотя бывают и плохие дни...
Также важным элементом ваших выступлений является игра с огнём, внушительная пиротехника. Не зря ведь говорят: «едят глазами»[4]. Однако подобные вещи должны тщательно планироваться и исполняться, случались ли у вас когда-нибудь серьезные аварии?
Конечно, я совсем недавно в Швейцарии снова получил ожоги. Это было совсем не весело. Перед этим мы играли во Франции, Бельгии и Голландии без пиротехники, и в Швейцарии было первое большое выступление. Тогда во время шоу я вышел вперед, и тут на меня буквально обрушилось понимание того, что здесь сейчас включится пиротехника, но было уже слишком поздно. На следующий день было очень больно, и мне три раза в день нужно было делать перевязку.
Ну и следующий вопрос о хореографии: сколько в ваших шоу импровизации и сколько в них отрепетированных и запланированных вещей?
Ясно, что мы должны внимательно следить за собой из-за близости пиротехники, но клянусь тебе своей жизнью: мы ещё никогда не репетировали хореографию. Мы не получаем это в пакете, эту наигранность. Это просто нелепо, мы ведь не в балете! Каждый должен знать, что должен делать он сам.
Вы отлично поработали, можете хорошо жить на заработок от музыки и даже в Мексике у вас есть собственный фан-клуб – бывали ли моменты, когда ты останавливался и просил кого-нибудь ущипнуть тебя?
Да, были такие моменты. Если я, например, в России выйду на улицу, с меня там рубаху сорвут. Возможно, это звучит глупо, но так оно и есть. И когда играешь на больших фестивалях перед огромнейшей аудиторией. Ты наслаждаешься этим, и думаешь, это тоже классно.
А может быть есть мечта, которая всё ещё не исполнилась?
Естественно, я много о чем мечтаю. Я всегда говорю: пока у In Extremo есть мечты, мы будем играть – и сейчас у нас их чертовски много!
На вашем сборнике «Kein Blick zurück» есть также каверы, сделанные другими группами. Как к обработке ваших песен присоединился Götz Alsmann?
Götz – наш старый друг и давний поклонник нашего творчества – без шуток! Мы очень хорошо знаем друг друга, бываем друг у друга в гостях, и он уважает нашу музыку. Причем для нас это естественно было почти как посвящение в рыцари. Впрочем, так же и с Silbermond, любят сейчас их музыку или нет. Звукозаписывающая компания упорно отговаривала их от этого сотрудничества. Steffi (вокалистке Silbermond) было тогда 20 и она сказала, что мы друзья и что они хотят сделать это – если понадобится, без звукозаписывающей компании. И они просто сделали это за спиной своей фирмы; моё уважение за такую независимость в таком возрасте!
В завершение ещё футбольный вопрос. Насколько мне известно, ты болеешь за Шальке[5] – хотя все мы, наверное, с той игры с Баварией немного фанаты Вольфсбурга. И хотя чаша Оливера Кана снова прошла мимо вас, но всё же в этом сезоне тоже не всё было в порядке...
На всякий случай. Там необходимо жёстко заменить некоторых игроков. Я имею в виду, посмотри как-нибудь на Кураньи[6] – к чему он должен стремиться в первой бундеслиге? Я также частенько бываю на стадионе и по-настоящему удивляюсь, как у них это получается, подряд не реализовывать столько 100%-ных шансов. Но то, что хотят сделать, это как раз слабость. Но наше время ещё придёт!
Но как берлинец стал болеть за Шальке?
Я ведь вырос на востоке, и мы время от времени ездили на запад. Тогда у моего двоюродного брата был флаг Шальке, который он отдал мне. Этот флаг потом висел над моей кроватью. С тех пор она всё больше мне нравилась и просто прикипела к сердцу. Мне ещё нравится Ruhrpott, там всё не так чисто, скорее наоборот, немного грязно. Так немного паршиво, мне это нравится!
[1] Из интервью с Корн (http://rockarchive.ru/):
- Джон, благодаря твоему увлечению экзотическими инструментами, некоторое время назад ты стал интересоваться группой IN EXTREMO, играющей средневековую музыку. Их ведущий вокалист Michael, твой хороший друг, подарил тебе сделанную собственными руками волынку.
- В первый раз я увидел IN EXTREMO три года назад на одном фестивале. Их музыка меня сразу же покорила. Сделанная своими руками волынка звучала просто супер. Недавно Майкл подарил мне крошечную дудочку, с помощью которой можно воспроизводить очень высокие звуки. Если достаточно сильно дунуть в неё, окружающих можно просто свести с ума.
[2] Richard Patrick
[3] Удо Линденберг – немецкий рок-певец, писатель и художник. В 1985 году дал концерты в Москве, выступил вместе с Аллой Пугачёвой.
[4] «Das Auge isst mit» – в смысле «вид еды влияет на ее вкус, и на аппетит»
[5] FC Schalke 04 – немецкий футбольный клуб. И так как с 2006 г. его спонсирует ГазПром, их сайт представлен и на русском: http://www.schalke04.de/home_russisch.html
[6] Кевин Кураньи - Kevin Kuranyi – футболист, нападающий Шальке.
Источник: http://www.xaver.de/