Шелудивые дворняги: интервью с Михаэлем для Underground Empire

ШЕЛУДИВЫЕ ДВОРНЯГИ

Как известно, есть группы, которые готовы отдать фанатам свою последнюю рубашку, но In Extremo пошли намного дальше: на своих концертах они в буквальном смысле поставили на кон свою кожу!

Это задокументировано на новом DVD Am Goldenen Rhein, где вокалиста Михаэля Райна можно увидеть с перебинтованной рукой. Каждый день он при помощи медицинского персонала он вновь выходит на сцену, и в этом можно убедиться, посмотрев бонусные материалы к свежезаписанному в Кёльнском Palladium DVD. Этим, несмотря на слегка поджаренного фронтмена, очень успешно созданным лайвом можно насладиться с 15 мая. Кроме того, мы лично спросили Михаэля о его игре с огнём.

 

Это уже второй раз, когда ты получил отчётливо видный на коже ожог из-за вашего сценического огня!

 

Да, но в первый раз было намного хуже. Это случилось лет десять назад в Мангеймском Capitol, и после него я неделями лежал в отделении интенсивной терапии, и даже отчасти пережил пересадку кожи. В этот раз я тоже получил серьёзную травму, однако шоу всё равно продолжается. У меня в любом случае очень хорошие врачи, так что ни одна рана мне не помешает. В конце концов, в этот раз мне выпала большая удача, так что мы даже смогли продолжить тур и сумели записать DVD.

 

Что у вас было по расписанию?

 

Тур провёл нас через Голландию, Бельгию и Францию, где мы сыграли концерты без пирошоу. После этого мы сыграли первое шоу в Цюрихе после долгой подготовки, которое и можно увидеть на DVD. Я даже точно помню, как меня осенило буквально за секунду до, что сейчас рванёт внушительный столб огня, так что я даже успел чуть-чуть отскочить. В конце концов, мне ещё очень повезло, что я полный заряд не получил.

 

Динамика музыкальной индустрии привела к тому, что сейчас между номерными альбомами у групп часто выходят разные другие записи. Даже у IN EXTREMO уже несколько лет как вошло в моду выпускать концертные или акустические альбомы, сборники лучших песен или DVD. Как ты оцениваешь такие релизы, за ними же, наверное, не стоит такого творческого процесса, как за новым альбомом?

 

Именно! Например, о нашем релизе Sængerkrieg Akustik Radio-Show я могу сказать, что это получилось скорее спонтанно: нас пригласили на Radio Fritz в Потсдам-Бабельсберг, и ведущий словно бы невзначай упомянул, что в здании есть помещение, где иногда выступают группы. И тогда я ответил скорее в шутку: "Так давай и мы там сыграем!" А он ответил: "Ладно, устроим!" После этого мы от него пару месяцев ничего не слышали, но потом ведущий Radio Fritz снова нам позвонил, и так это дело было претворено в жизнь. Поскольку вышеупомянутое шоу было уникальным, то мы, конечно, выпустили его в формате CD/DVD.

Решение выпустить DVD Am goldenen Rhein нам всем очень понравилось, поскольку, выпуская DVD, ты в каком-то смысле подводишь некоторый итог. Наш последний DVD Raue Spree был записан в 2005 году, что произошло почти четыре года назад, так что мы, так сказать, подвели черту тем вещам, которые сделали за это время. Тур в поддержку Sængerkrieg будет продолжаться до лета, мы выступим на многих фестивалях, но потом глава под названием »Sængerkrieg« завершится, и на Рождество мы устроим акустический тур. Это будет первый тур такого рода для нас, и он проведёт нас через такие места, как Admiralspalast в Берлине или Gewandhaus в Лейпциге. Мы, кстати, в отличие от многих других групп, будем без оркестра, поскольку мы в каком-то смысле и сами неплохой оркестр.

Но, в любом случае, DVD закроет очередную главу. В 2010 группе исполнится 15 лет, и я думаю, что мы запишем новый альбом, а потом снова перемешаем карты. Посмотрим, что будет, мы лишь позволим этому случиться.

 

Тем не менее, у вас дела обстоят не так, как у известных динозавров рок-сцены, которые уже просто не могут написать новую качественную музыку, и потому вынуждены запиливать по десять мировых туров к каждому альбому, и таким образом, по сути, живут своим прошлым. Играют ли роль при выпуске DVD такие показатели, как цифры продаж?

 

Безусловно, нам важны не только цифры продаж. Конечно, это замечательный побочный эффект, и мы очень рады, что в этом плане у нас всё в порядке. Но вся музыкальная индустрия, без сомнения, подвержена изменениям, и кто знает, что с ней станет через два года? Всё очень скоротечно, но мы не раздражаемся этому, а просто занимаемся своим делом. Важнее всего то, что мы без стыда смотрим на себя в зеркало, да ещё и удовольствие получаем. Какая-нибудь звукозаписывающая компания не может нам что-нибудь навязать, поскольку у нас всегда есть право голоса, и без нашего согласия ничего произойти не может.

 

Насколько изменилось твоё мнение о вашем первом DVD Raue Spree и концертных DVD других групп после выхода Am goldenen Rhein?

 

Я думаю, что это должны решить сами зрители. Я зело удовлетворён саундом, да и изображение не подкачало. Но я никогда не захочу и не стану называть Am Goldenen Rhein "лучшим DVD всех времён". Та же проблема, что и с каждым новым альбомом: как же часто нас просят, чтобы мы сделали альбом в стиле Weckt die Toten. Нет! Мы уже сделали этот альбом! Каждая группа всегда развивается, и потому на новом DVD можно увидеть то состояние, в котором группа находится сегодня.

 

Неожиданный ответ, особенно в то время, когда рекламная машина звукозаписывающих компаний всё яростнее пытается окучить практически любую новую группу или новый продукт. Это лишь доказывает, что IN EXTREMO твёрдо идёт по своему намеченному пути!

 

Мы лишь хотели показать, какими являемся сегодня, и если кто-то хочет иметь удовольствие лицезреть это дома, значит, теперь у него есть такая возможность.

 

Насколько важную роль в этом процессе сыграл Уве Фладе, который, помимо прочего, известен своей работой с RAMMSTEIN? Вы довольно часто с ним работали, и он же выступил режиссёром Am Goldenen Rhein.

 

Уве Фладе - старый знакомец группы: он в своё время помог создать клипы Küss mich и Erdbeermund. Интересно, что благодаря работе над клипом Küss mich он получил контракт на работу с DEPECHE MODE, что также является для нас поводом для гордости. Уве знает, как мы работаем, а также нормально реагирует на критику: Его первый монтаж нам не понравился, поскольку был сделан второпях, и он согласился с нами и смонтировал заново. Та же ситуация и с продюсерами, мы не выносим эгоистов. Вокруг нас всегда те люди, с которыми мы находим общий язык и легко срабатываемся.

 

Во время последнего турне вы выступали на фестивале Rock Of Ages. Какие воспоминания у тебя о нём остались?

 

Мне он принёс удовольствие, пусть даже мы были своего рода аутсайдером на фестивале. Но, с другой стороны, на каком фестивале мы не аутсайдеры? Возьми хотя бы Wacken: люди там обдалбываются весь день напролёт, а тут вдруг выходит такая группа, как IN EXTREMO. То есть мы также помогаем создать разнообразие. Я, например, на Rock Of Ages безумно порадовался возможности увидеть TEN YEARS AFTER, потому что я вырос на этой группе. Я где-то с час протрещал с их басистом Лео Лайонсом, причём я даже не знал, что он идеально говорит по-немецки. Я, конечно, с ним базарил на английском, а потом, через какое-то время, он внезапно улыбнулся и ответил мне по-немецки! [смеётся]

 

Кроме того, 2008 год, безусловно, станет успешнейшим за всю вашу предыдущую групповую историю: так, например, альбом Sængerkrieg занял первое место в чартах, вследствие чего вы заняли четвёртое место в категории "Национальный рок/ альтернатива/ хэви-метал" в номинации на премию Echo.

 

В целом, мы не могли пожаловаться на плохие чартовые позиции последних альбомов, все они размещались вплоть до третьего места. Но в Германии нет такой идиотской привычки, как в спорте, когда считаются только с победителем. При этом следует недвусмысленно заявить, что каждая группа, вошедшая в топ-10, или пусть даже топ-5, заработала адское уважение, и потому не следует забывать, что группы заработали этот успех на поприще рока! Ещё по предварительным данным стало очевидно, что Sængerkrieg может занять первое место, но, в конце концов, в той же гонке участвовала Мадонна, так что мы под конец были ужасно рады, когда оказались на вершине пьедестала. Но мы не из тех, кто будет из-за этого планку задирать, и потому наш следующий альбом не будет оказывать на нас давления из-за этого. Если нашей чартовой позиции снова суждено будет оказаться на вершине, значит, круто, если же нет - мир из-за этого не перевернётся. В конце концов, за чартовую позицию Sængerkrieg мы можем благодарить только наших фанатов!

 

Ввиду этого не стоит забывать, что IN EXTREMO - не однодневный проект, добившийся успеха благодаря счастливой случайности, вы годами упорно работали для этого.

 

В конце концов, никто нам ничего не преподносил на блюдечке, а за своими спинами мы порой слышали всякое. Однако при помощи этих событий мы стали более зрелыми и крепкими, и теперь многое отскакивает от нас, словно от черепашьего панциря - с тем лишь отличием, что мы не прячем голову, как черепаха, а наоборот, контратакуем.

 

На пути к этому успеху для вас, полагаю, был безусловно важным акт живых выступлений!

 

Безусловно! Мы - ярко выраженная лайв-группа, а также очень наглядная. Когда я сам посмотрел DVD и увидел свой излюбленный жест рукой, то сам над собой посмеялся, спрашивая себя, как я вообще додумался до такого. Ничего подобного я, в конце концов, не разучивал, каждый день оно выходит по-разному.

 

Главная фраза: наглядная группа. Были ли эти визуальные пиро-эффекты задуманы с самого начала как мастер-план IN EXTREMO, или же они появились чисто случайно?

 

Появились в процессе развития. Я, например, раньше, когда мы ещё на средневековых ярмарках поигрывали, взрывал целый огненный фонтан на своем давуле, турецком барабане, причём такой, что публика чуть без глаз не оставалась. Я бы не сказал, что пиротехника - это наша торговая марка, но по важности в шоу IN EXTREMO явно не уступает музыке.

 

Ты уже затронул тему псевдоюбилея в честь 15 лет IN EXTREMO в 2010 году, а также потенциальный выход десятого альбома. Есть уже какие-нибудь планы?

 

Конечно: в 1995 мы основали акустическую группу, а в 1997 - рок-группу. Но о юбилее мы ещё пока не думали. С мая прошлого года у нас очень долгий тур, после которого мы хотя бы пару месяцев отдыхали, а потом уже начали работу над DVD. В то же время, мы уже заняты подготовкой к предстоящему туру. Когда ты из 365 дней как минимум 200 проводишь с группой, то, я думаю, нужно иногда и отдыхать от них всех. Правда, чаще всего где-то через недельку мы опять начинаем друг другу названивать. [смеётся]

 

Есть уже какие-то размышления по поводу следующей пластинки?

 

Черновой вариант пластинки уже полностью готов!

 

Серьёзно? Но в начале ты сказал...

 

Это шутка! [ржёт как чёрт] Нет, на самом деле, нету у нас никаких наработок для неё, единственная мысль - мы эту пластинку точно сделаем, под этим мы подписываемся. Но сейчас это всё ещё не решено! Мы не из тех групп, которые строят грандиозные планы, мы вместе готовим наше рагу, а то, что выходит, называется IN EXTREMO. Группа работает таким способом, и мне это очень нравится. Мы - стая запаршивевших шелудивых дворняг, и мы делаем то, что делаем!

 

Это значит, что серьёзных изменений в звучании не будет. А возможно ли такое в вашей музыке? Может, современное средневековье? Совместно с диджеем?

 

Пока будет существовать IN EXTREMO, у нас всегда будут волынки и средневековые инструменты, но мы также и рок-группа, которая никогда не забудет своих корней. Мы будем развиваться дальше, однако навсегда останемся IN EXTREMO. А ещё мы ни за что не добавим диджея или чего-то подобного. Даже думать об этом было бы просто глупо.

 

Не ассоциируются ли у вас эти стилистические границы, которые определяют средневековую музыку и которые вы, очевидно, не намерены переходить, со смирительной рубашкой?

 

Вообще нет. Я и внутри этих границ могу устроить настоящее светопреставление!

 

IN EXTREMO очень известны в немецкоговорящих странах. То же можно сказать и о других немецкоязычных группах, многим из которых, однако, пришлось столкнуться с языковым барьером за границей.

 

У нас почему-то вышло по-другому. Я тут недавно заходил на www.tagesthemen.de, там в разделе "Культура - Музыка" была рубрика под названием "Сделано в Германии", а в ней представлены разные группы, которые несут в массы немецкую культуру, причём мы были отмечены среди таких групп, как RAMMSTEIN или SCORPIONS. Это, на мой взгляд, весьма оправдано, поскольку когда мы играем, например, в России, билеты на наши шоу разлетаются минут за десять. У нас даже в Испании или Мексике дела обстоят замечательно, и мы это заслужили.

 

DIE TOTEN HOSEN как-то записали англоязычный альбом, чтобы сломить вышеупомянутый языковой барьер...

 

У нас это никогда не обсуждается, поскольку у нас на каждой пластинке обычно по несколько языков, так что IN EXTREMO в этом смысле уникальны. Честно, я думаю, что выпускать CD для какого-то конкретного рынка - это идиотизм. Я бы такого точно не сделал! Думаю, в той же Америке мы и так пару пластинок продали. Если позволите мне небольшой акт высокомерия, то я признаюсь, что мы продали около 1,1 миллиона альбомов по всему миру. Так что сам можешь посчитать, что мы продали в Германии а что - по всему миру. Я вообще считаю, что янки любят, когда группа играет так, как есть, а не записывает специальный альбом с английскими текстами. В этом плане RAMMSTEIN открыли все двери - следует честно сказать это! К тому же, мы бы не хотели быть флагманом Германии. Я родился в Германии, Германия - моя родина, и я рад, что у меня есть немецкий паспорт, но то, что происходит в этой стране, например, с точки зрения политики, у меня уже в печёнках сидит. Я очень счастлив тому, что путешествую по миру благодаря музыке. Это неописуемо расширяет горизонты, когда ты смотришь на мир широко открытыми глазами. Все люди едины! Есть в мире такие бедняги, которые готовы последнюю рубашку с себя снять, чтобы только послушать музыку - и это заслуживает уважения. Вот точка зрения, которой я придерживаюсь.

 

Откуда у вас появилась идея скрестить средневековую музыку с роком или металом?

 

Где-то в 1991/92 я начал выступать на средневековых ярмарках в дуэте, именовавшемся PULLARIUS FURCILLO; вскоре нас стало трое, но один коллега погиб, так что мы так и остались вдвоём. Где-то годика через четыре другой коллега захотел присоединиться к одной группе, и в итоге я остался один. Я пытался подговорить разных людей, среди них была и Конни Фухс, именно с ней я основал IN EXTREMO. Мы взяли себе в компанию Флекса, а поскольку Конни забеременела от своего тогдашнего мужчины, то она не смогла продолжать играть с нами, и на её место пришёл Dr. Pymonte. Это вкратце; я лет пять до IN EXTREMO делал схожую музыку. Я знал, зачем я её делаю, и для меня это было очень важно. Групп с волынками действительно полно, но не каждый, кто умеет держать волынку, умеет на ней ещё и играть. Просто средневековая ярмарка создана для развлечения народа: ты играешь пару песен, пару традиционных композиций. В какой-то момент начинают сформировываться группы, например, CORVUS CORAX со своим Cantus Buranus, который я считаю реально классным. С другой стороны, есть и группы с волынками, которые сходят с ума и играют на средневековой ярмарке за 50 евро все выходные напролёт, сбивая цены другим группам. Но все эти вещи уже довольно далеки от меня, это были лишь воспоминания о тех днях, когда всё это началось.

 

А как же всё-таки возникла идея соединить рок-группу со средневековой?

 

Идея пришла в баре! Я ещё о нашей первой песне, Ai vis lo lop, думал, что неплохо бы её на гитаре сыграть. Мы многим обязаны этой песне, потому и играем её до сих пор. Во времена ГДР я играл в рок-, панк- и блюз-группах, так что я стал связующим звеном между средневековой и рок-фракциями. Как-то раз Флекс, Пимонте и я в маленькой андерграундной студии в Берлине записали нашу первую средневековую кассету, которую потом хотели продавать на ярмарках. И вновь мне пришла идея добавить к музыке гитару, так что я пригласил своих старых коллег из группы NOAH попробоваться с нами. С NOAH мы как-то дали прощальный концерт, поскольку больше так продолжаться не могло; на концерты обычно приходила лишь горстка людей. Но NOAH суждено было ещё раз выступить в клубе Franz в Берлине, перед этим мы встретились в баре, где я высказал идею, что мы должны соединить рок со средневековьем. Все были за, так что во время концерта NOAH на сцену вышли двое волынщиков, и мы сыграли эту песню вместе. Публика была в восторге, и с этого начался путь тех самых IN EXTREMO.

 

Несколько детальнее об этом процессе можно прочитать на официальном сайте IN EXTREMO в разделе с анкетой Михаэля: в 1977 Михаэль впервые вышел на сцену: на концерте блюз-группы LIEDERJAN из Айзенаха он спросил, нельзя ли сыграть с ними. Вскоре он присоединился к группе FRACHTHOF из Веймара и Юргену Керту, блюз-гитаристу из Эрфурта. В 1983 Михаэль основал свою первую группу, назвав NR. 13. В 1985 группа сменила басиста и стала называться EINSCHLAG, поскольку NR. 13 получили запрет на творчество от органов ГДР. В 1987 настала пора NOAH, в которой Михаэль выступал под вымышленным именем ввиду предстоящей категоризации музыканта. В 1990 он постоянно посещал средневековые ярмарки, где в 1992 впервые появился и в качестве музыканта: его коллегами были Бернд Доббриш (Willi из CORVUS CORAX) и Карстен Лием (Achmed), также с ним познакомились Teufel (Майк Пауленц), Bo и Hatz. Тойфеля тогда как раз уволили из CORVUS CORAX, потому он вместе с Бо и Хатцем, который пришёл в CORVUS CORAX в 1997, основал новую группу под названием PULLARIUS FURCILLO. Михаэлю в итоге пришлось заменить в группе Хатца на барабане. После того, как Бо ушёл из жизни вследствие аварии, Тойфель с Михаэлем около пяти лет выступали дуэтом, пока Тойфель не вернулся в CORVUS CORAX в 1995. Тогда Михаэль вместе с Конни Фухс стали выступать под именем IN EXTREMO, что приводит нас к деталям, уже рассказанным Михаэлем, потому мы возвращаемся к разговору с ним:

 

Тем не менее, волынка и пр. могут не вполне отражать стереотипический инструмент мечты, который ребёнок жаждет освоить. Он чаще думает о гитаре или ударной установке. Как человек в детском возрасте может прийти к разучиванию средневековых инструментов?

 

Как-как, заинтересовавшись! Есть ещё такие дети... [смеётся] Серьёзно, к счастью, есть же не только дети, которые зависают у компьютеров, но и такие, которые интересуются спортом, музыкой и многим другим. Мы еженедельно получаем сотни писем, в которых нас просят научить делать волынки или что-то подобное. Я очень рад, что мы сумели вдохнуть жизнь в это дело. В конце концов мы, к сожалению, не можем дать точный план их создания, поскольку наши инструменты мы сделали сами.

Как к этому прийти? Это ты должен спросить у каждого лично. Конечно, все эти средневековые ярмарки во времена ГДР были убежищем для социально-неблагополучных людей, которые на этом поприще пытались научиться быть свободными и не сдаваться. А как приходишь к волынке? Есть такой инструмент, который ты с собой куда угодно возьмёшь, так что каждый любит свой, особенный инструмент, а то даже именно с ним и уходит.

 

На рекламных листовках вас часто указывают как изобретателей этого стиля. Согласны ли вы с этим, или же это просто очередной маркетинговый ход умелых рекламщиков?

 

Есть несколько групп, которым можно приписать этот факт. Например, CORVUS CORAX, которые играют на пару лет дольше нас, с которыми я сам играл какое-то время, и с которыми я, например, встречался на рыцарском турнире в Кальтенберге. Справедливости ради стоит сказать, что я тогда многое познал. Тогда в Западной Германии были такие объединения, как, к примеру, KRAMER ZUNFT UND KURTZWEYL. Или был ещё Роман Штрайзанд, который приехал из-под Берлина и работает до сих пор. Это был очень пробивной товарищ, который ещё в ГДР сделал себе волынку и играл на ней. Изобретатели стиля? Мы принесли эту музыку в массы - я бы скорее вот так обозначил. Но никто в этой области ни на грош не изобрёл. Отвечаю! Даже сегодняшние знаменитые группы ничего не придумали. Все уже 20 лет напролёт играют Palästinalied и другие старые известности. Никто не может назвать себя изобретателем, в том числе IN EXTREMO. Мы лишь принесли эту музыку в массы и оказались в нужное время в нужном месте.

 

В этом плане мне нравятся две группы, которые оказали серьёзное влияние на него: первая - это OUGENWEIDE...

 

Как же я о них-то позабыл! Все средневековые группы должны сказать спасибо OUGENWEIDE, поскольку именно они первыми стали делать такую музыку. Я так часто видел на средневековых ярмарках, как другие группы запоминали наизусть оригинальные фразы с их альбомов и использовали их! На нашем "Best Of"-сборнике, Kein Blick zurück 2006 года, был бонус-диск с каверами других групп на нас, приняли участие такие музыканты, как SILBERMOND, RANDALLICA или Гётц Альсманн. В то же время я спросил Олафа Казалиха из OUGENWEIDE, не хочет ли он сделать кавер на нашу песню, а он ответил, что почтёт за честь. Но OUGENWEIDE записали больше чем просто кавер: Существует Merseburger Zaubersprüche, которая была написана прежде всего, так что тут и кавером-то называть нечего. На Merseburger Zaubersprüche I положена мелодия из Eiris sazun idisi, которую OUGENWEIDE играют на средневековых ярмарках по сей день, да только она не средневековая, эту композицию написали сами OUGENWEIDE в середине семидесятых годов. Мы, то бишь IN EXTREMO - единственные, кто написал свою собственную мелодию на эту песню, и OUGENWEIDE сделали кавер на неё, тем самым отдав нам необъятную дань уважения. Если хоть одна группа может утверждать, что изобрела эту музыку, то это только OUGENWEIDE! И я не знаю ни одной средневековой группы, которая образовалась в тот же период, что и мы, и при этом ничего не позаимствовала у OUGENWEIDE.

 

...а вторая группа - DES GEYERS SCHWARZER HAUFEN, которая вдохновила знаменитого Ричи Блэкмора на его проект BLACKMORE'S NIGHT.

 

Я хорошо знаю Альберта Данненмана из DES GEYERS SCHWARZER HAUFEN. Хорошие ребята, хорошая музыка, но OUGENWEIDE появились раньше. О Ричи Блэкморе я могу сказать лишь одно: не в свои сани не садись... Я уважаю то, что он делает своё дело. Однако мне он намного больше нравился в DEEP PURPLE, а вот BLACKMORE'S NIGHT - это совсем не моё.

 

Есть ли у средневековой музыки собственный незаменимый рифф по типу Smoke On The Water, абсолютная классика вроде Stairway To Heaven? Что бы ты хотел увидеть на фронтоне храма средневековой музыки?

 

Ну да, наверное, Palästinalied или Stella splendens. Любой, кто имеет дело с этим музыкальным жанром и играет на своём инструменте, обращал на них внимание.

 

Почему средневековая музыка совершила резкое перемещение со средневековых ярмарок прямиком в чарты?

 

Если я скажу от лица нашей группы, то нам, например, было очень важно, что мы всегда держимся вместе, какие бы взлёты и падения ни переживали. В 2003 мы были фактически на грани вымирания, поскольку наш записывающий лейбл кинул нас где-то на полмиллиона - сегодня можно говорить об этом, не называя имён. Мы были на краю пропасти, но всегда держались вместе и чуть ли не задницы себе рвали. Мы остались в таком убытке, которого я бы никому не пожелал. Мы - бродячие шелудивые дворняги, которые не позволят себя облапошить. Мы учились на своих ошибках, и мы продолжаем их совершать, что вполне нормально. И все эти обвинения в мэйнстриме, которые на нас сыплются, ничуть нас не задевают.

 

На мой взгляд, здесь вопрос в том, достаточно ли группа изворотлива, чтобы добиться успеха, или группа делает своё дело, вследствие чего и приходит успех.

 

На компромисс приходится идти всю жизнь. Важно то, можешь ли ты после этого без стыда смотреть на своё отражение, а мы это можем делать хоть днём, хоть ночью! Нужно держаться вместе, засовывать своё эго поглубже и не сдаваться. Это очень важная часть развития, которая обычно не наблюдается у всех этих групп-однодневок. Кроме того, иногда нужно уметь внимать советам. Если я и могу что-то посоветовать молодым группам сегодня, то это звучит так: прежде, чем что-то подписывать, прочитайте бумагу тридцать раз, а не три, и желательно в присутствии адвоката!

 

Деталькой пазла, сложившегося в огромный успех IN EXTREMO, безусловно, стал тот факт, что они засветились в компьютерной Gothic. Как это случилось в 2001 году?

 

"Готику" сделало то же трио, что разработало и Moorhuhn, и один из них, Том Путцки, был нашим фанатом, и после концерта сделал нам предложение. Вот мы к ним подтянулись, надели эти специальные костюмы - кстати, у них была лишь одна модель, так что для Пимонте влезть в него было задачей не из лёгких. [смеётся] Была у них, например, сцена с женщиной, плюющейся огнём, в которой в точности можно увидеть мои движения. В конце концов, всё произошло случайно, а всё лучшее именно так и получается!

 

В средневековой музыке очень важны традиции, или даже тексты, написанные на латыни, или свидетельства ранних этапов развития немецкого языка.

 

Это тоже часть наших корней, о которых я говорил раньше, которые мы не смеем отрицать и к которым всегда будем возвращаться. Тем не менее, мы можем пойти и в обратную сторону, что подтверждает пример Liam или En esta noche, которые изначально были на немецком, но мы их перевели. С Liam нам помогла по телефону мать Рея Гарви из  REAMONN, и это было очень интересно. [смеётся] Рей подпевал на бэк-вокале в этой песне, насчёт чего ещё некоторые особи вопили "Да как вы можете что-то делать с этим типом?" Рей семь лет играл музыку на улице с гитарой! Снимаю перед ним шляпу за это! Ему, конечно, никто не дарил усилители MARSHALL на Рождество... Нравится тебе его музыка или нет - это другой вопрос, но как человек он заслуживает уважения. Того же самого мы наслушались, когда работали вместе с Thomas D. из FANTASTISCHEN VIER. "Да как вы можете, он же рэпер!" Эй, этот парень выказал нам такое уважение! Или Гётц Альсманн! Это просто огромная честь, что такой человек сделал кавер на нашу песню! Это очень классно! За уважение нужно платить уважением. Мы, на самом деле, стараемся не реагировать на такие выпады. Я знаю все свои стороны, и я очень рад, что прошёл по своему пути и чему-то научился.

 

Сменим тему: что такого не поделили средневековые музыканты? Известно, что некоторые важнейшие группы, SUBWAY TO SALLY, CORVUS CORAX и IN EXTREMO, не особо друг друга любят. Кажется, у Тойфеля из CORVUS CORAX и TANZWUT раньше была воинственная неприязнь по отношению к вам. Теперь, кажется, всё уже улеглось, но всё же: что у вас там случилось?

 

С тех пор мы всегда держались порознь. TANZWUT написали памфлет Exkremento, но отвечать на него было бы идиотизмом с нашей стороны. Всё это я отношу к категории "глупость". Думаю, ими руководила обычная зависть. Мы выше этого, и не только потому, что продаём в десять раз больше альбомов. Даже если бы не продавали, всё равно были бы выше этого.

Я не завидую успехам тех двух групп, которые ты сейчас назвал, потому что они работали так же долго и упорно, как мы, и заслужили его. И этим людям уж точно не быть моими лучшими друзьями - тем более, что я знаю из них всего парочку музыкантов. В любом случае, мы и дальше будем держаться от них подальше!

 

Ты довольно часто упоминал, что в своё время многому научился у CORVUS CORAX. Поэтому многие известные источники утверждают, что Тойфель какое-то время состоял в  IN EXTREMO. Это правда?

 

Это неправда, но я где-то 4-5 лет играл с ним в дуэте. (Точнее говоря, они выступали дуэтом под названием PULLARIUS FURCILLO, о котором Михаэль уже упоминал - прим. ред.)

 

Ты же знаешь, что в интернете любые слухи принимаются за железную правду, какими бы бессмысленными они ни были. Потому я и хотел бы воспользоваться возможностью и спросить об этом.

 

Я уже давненько не видел Майка - я всегда зову его Майком, поскольку его настоящее имя - Майк Пауленц. В последний раз я его встретил на одних похоронах в прошлом году, где у нас состоялась весьма дружеская беседа. Я был рад снова его повстречать, и мне показалось, что это было взаимно. Что там происходит у других групп в плане музыки, меня не касается, поскольку у нас своих дел хватает. Конечно, мы не смотрим на творчество других групп затем, чтобы потом случайно не сделать то же самое. Но, как уже было сказано, я послушал альбом Cantus Buranus у CORVUS CORAX, и я знаю, сколько труда в него было вложено, так что я отдаю им огромную дань уважения.

 

Ассоциация с путешествующими шпильманами средневековья, которые всю жизнь странствуют по миру, зарабатывая музыкой на кусок хлеба, небезосновательна, поскольку IN EXTREMO тоже почти постоянно на гастролях.

 

Мы современные шпильманы, именно этого мы и хотим, это наша жизнь. Мы очень активный народ! Члены IN EXTREMO подходят друг другу, как жопа к унитазу.

 

Есть ли у вас в планах начало какого-нибудь нового тура? В конце концов, вы становитесь старше с каждым годом, и для вас есть что-то поудобнее, нежели койка в автобусе...

 

Были времена, когда мне приходилось почивать в спальном мешке в пабе под бильярдным столом. Пока крестец не надломится, я могу хорошо спать где угодно. Конечно, у нас теперь есть вполне комфортные автобусы, которые, в конце концов, становятся нашим домом на несколько недель. Такую роскошь мы смогли позволить себе и нашему персоналу.

 

Выбрал бы ты этот путь странствующего шпильмана и в средневековье? Оглядываясь назад, надо заметить, что люди часто романтизируют вещи. При прослушивании многих викинг-метал-групп меня не покидает ощущение, что они не имеют ни малейшего представления о том, как люди по-настоящему жили в то время, о котором они поют. Даже о странствующих шпильманах нужно помнить, что они были чужими для общества, и часто им приходилось жить впроголодь. Я думаю, что им приходилось вести жестокую борьбу за выживание.

 

А иногда им удавалось и увести хозяйку у владельца трактира... [смеётся] Нет, все эти исторические факты я и сам хорошо знаю. Я бы не хотел жить в это время, потому что меня бы там убили на раз! Это была просто нечеловеческая эпоха, когда жизнь не стоила ничего. Вот что мне интересно в том времени, так это музыка. Однако не следует терять чувство действительности. Были у нас такие люди на средневековых ярмарках, которые телом и душой вживались в роль рыцарей, но в итоге просто потеряли связь с реальностью и едва не отправились в Израиль в полном облачении крестоносцев. Ну что это за глупости?! Или я ещё знаю одного, который приезжает на своём мопеде в паб и привязывает его, как лошадь. Что ж, каждому - своё...

 

Какие ещё жанры музыки ты любишь слушать? Ты, например, большой фанат FILTER, группы, которую многие бы назвали скорее нетипичной для тебя...

 

Я не узколобый, я слушаю всё, что попадётся. Я люблю слушать этническую музыку, я люблю блюз, я фанат регги, что вряд ли кто-то может себе представить. Но регги, на самом деле, принадлежит к моим музыкальным корням. THE DOORS, LED ZEPPELIN, FOO FIGHTERS или даже MOTÖRHEAD принадлежат к моим любимым группам. Я очень активно интересуюсь тем, что считаю важным. Вот что я не могу выносить, так это тех людей, которые выходят на сцену с измазанной кровью рожей, ведь на земле и так достаточно страданий. Если эти пижоны хоть раз с ними столкнутся, то кровь и смерть с косой мигом исчезнут из их стиля. Если кто-то использует этот стиль, пусть от меня его подальше держит, но мне ничего такого не надо, я считаю, что это всё глупости.

 

Ты никогда не думал о том, чтобы реализовать в качестве сольного проекта такие музыкальные предпочтения, которые не особо подходят в IN EXTREMO?

 

Вот об этом я до сих пор ни разу ещё не подумывал. Если я когда-нибудь и запущу сольный проект, то он, скорее всего, будет в стиле шансона, поскольку я до смерти обожаю шансон. Но я стал бы заниматься этим исключительно радости для, с парой-тройкой хороших музыкантов, кто-нибудь из них мог бы даже быть членом IN EXTREMO. Но всё это ещё очень, очень эфемерно, и максимум это можно назвать небольшими размышлениями.

Я как раз побывал в качестве гостевого певца у Джеффа Мартина, бывшего члена THE TEA PARTY. Он живёт где-то в Ирландии, в прошлом году ездил с нами в тур на пару дней. Это парень всегда был нашим героем, и то, что он к нам присоединился, было невероятно классно. У него новая группа под названием THE ARMADA - можно без стеснения немного её прорекламировать - и альбом у них просто зашибись получился. Когда он узнал, что я раньше играл блюз, он спросил меня, не хочу ли я сыграть на губной гармошке на его новом альбоме, что я, конечно же, почёл за честь. Так что я и поехал к нему в Ирландию и в конечном итоге с удовольствием остался бы ещё на пару деньков, чтобы поработать над музыкой, раз уж ему так понравилось; к сожалению, это было невозможно по времени. Ещё я был гостевым музыкантом у EXILIA. Я всегда очень тщательно отношусь к таким вещам, придаю большое значение тому, что мне это приносит радость, и никогда не беру за это деньги. Так же и наши разогрев-группы не должны ничего платить. Я считаю стыдной ситуацию, когда маленькие группы должны платить хэдлайнерам, чтобы поехать с ними в тур!

 

Чем же всё-таки занимается Михаэль Райн, когда у IN EXTREMO наступает время перерыва?

 

Я наполовину хорват, и где-то три-четыре месяца в году проживаю в Хорватии. Я так делаю уже несколько лет, и там я, веришь или нет, рыбачу. Мой лучший друг - хорват, и он рыбак по профессии. У него есть огромная рыбацкая лодка, и мы выходим в море на три-четыре дня и рыбачим там. Я живу там в маленькой деревушке, в которой полностью ассимилировался. Я, например, могу в четыре часа утра, когда мы только вернулись с плаванья, а в холодильнике пусто, абсолютно беззастенчиво прийти к соседям и попросить у них бутерброд. Да, там я в доску свой, что, однако, не значит, что я могу жить так вечно, но в такие моменты для меня это время, когда я могу свободно дышать, наслаждаясь каждой минутой.

 

Под конец я ещё раз хотел бы поинтересоваться вашими псевдонимами...

 

Это, вообще-то, не псевдонимы, это прозвища, которые мы давно получили на средневековых ярмарках. Эти прозвища просто укоренились, но это не значит, что кто-то в группе называет меня "последним единорогом". Это имечко приклеилось в те времена, когда я продавал футболки с Клаусом Кински, на которых было написано "Последний единорог". Это было время, когда у меня не было за душой и гроша, и я мог украсть еду из универмага, потому что был голоден, или перелить чужой бензин, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. Я был гол как сокол, не мог расплатиться по счетам, и тут мне пришла в голову идея с этими футболками, которые разошлись, как горячие пирожки, что и спасло мою задницу. Так я и получил своё прозвище. Я, конечно же, не сам себе прозвище выбрал, я не настолько дурак, чтобы называть себя "последним единорогом"! Что это за бред вообще?!

 

Корреспондент: Stefan Glas

Оригинал: http://www.underground-empire.com/reloc.php?reloc=http%3A//www.underground-empire.com/article.php%3Fidx%3D1572

Перевод: Макс Теребилов