Первое пришествие немецких королей фолк-метал
Король и королева сидели на троне.
Менестрели играли в большом зале с высокими колоннами.
Они пели свои лучшие песни о весне, о любви и об исцелении.
В их песнях были и грусть, и страсть...
Из песни Spielmannsfluch
Это – огненная (в прямом смысле слова!) смесь фолка – средневековые мелодии, старинные тексты на множестве всевозможных языков, таких как старофранцузский, шведский, испанский, латынь, даже древние скандинавские, и разумеется, старый и современный немецкий, неизменно солирующие волынки, арфа и множество мало кому известных старинных инструментов (о которых рассказ отдельный) и металла – роковые ритмы, утяжеленный гитарный аккомпанемент, оживляющий песни и придающий им современный драйв и по-настоящему экстремальную энергетику.
Это – образы менестрелей, бродячих артистов, одетых так, словно они только что вышли из компьютерной игры или фильма в стиле фэнтези, играющих на всем, на чем только можно, и устраивающих на концертах настоящий средневековый балаган, со всеми его атрибутами: плевки огнем, акробатические трюки и даже кукольные представления.
Это – семеро статных красавцев-арийцев, разрисованных татуировками и рослых как на подбор, отличных шоуменов, артистичных и чертовски обаятельных – такая харизма вызывает безоговорочную симпатию и расположение и позволяет завоёвывать города и страны. Сдалась без боя и Москва.
Все это – группа IN EXTREMO.
2 апреля поклонники хорошей музыки получили поистине королевский подарок.
В первую очередь хотелось бы выразить благодарность организаторам – концертному агентству JC-sound и информационному порталу GermanRock.ru – за то, что смогли наконец осуществить такое мероприятие. Также хотелось бы поблагодарить менеджмент группы, с которым после года переговоров организаторам удалось достигнуть согласия.
И конечно, хочется сказать огромное спасибо самим музыкантам за подаренный нам чудесный ПРАЗДНИК! Такого мы еще не видели. Два часа пролетели, как в сказке – на едином дыхании.
Ажиотаж начался еще до концерта. Билеты по предпродажным ценам раскупались быстро, и за три дня до концерта были распроданы полностью. В день концерта перед клубом стояла огромная очередь, а те, кто оказался в ее начале, приехали задолго до назначенного времени и тусили у входа, согреваясь пивом и предвкушением предстоящего события. Около шести вечера народ выстроили парами, проинструктировали на предмет прохождения контроля и начали пускать внутрь. В кассах билеты продавались уже намного дороже, но и их не хватило всем желающим. Администрация клуба была вынуждена пойти на сомнительные с точки зрения справедливости меры: чтобы пустить всех пришедших, билеты отбирали у первых заходящих в зал, лишая тех осязаемой памяти о концерте с красивой полиграфией. В результате случился переаншлаг: в "Точку" набилось столько народу, сколько теоретически она вместить не могла – около полутора тысяч человек. К началу действия в партере буквально яблоку было негде упасть, народ стоял чуть ли не друг на друге, и последние вошедшие оставались стоять на лестнице – благо оттуда было неплохо видно сцену.
К сцене по центру была установлена дополнительная пристройка такой же высоты, этакий небольшой подиум, на которой стоял монитор с прикрепленным к нему сет-листом. Ага, так вот как, оказывается, решается проблема размещения семерых музыкантов на маленькой клубной сцене! Потом техник принес и поставил на нее стойку с микрофоном. Таким образом, стоявшим в первых рядах открывалась прекрасная возможность не только увидеть в непосредственной близости своих кумиров, но и, если удастся дотянуться, потрогать их рукой, дабы убедиться, что они живые и настоящие. Близкий, живой контакт – в этом тоже огромный плюс клубных концертов. Только к сожалению, хотя "Точка", конечно, очень уютное место, отлично подходящее для фолк-роковых концертов, но для поклонников IN EXTREMO она неожиданно оказалась маловата.
И вот наконец томительное ожидание закончилось. В начале девятого погас свет в зале, зажегся – на сцене, и на нее вышли ОНИ – красивые подобно величественным богам-титанам, и такие родные и знакомые по фото и видеозаписям, со своими неизменными легкоузнаваемыми волынками с желтоглазым чертом и с зеленоглазой кошкой. Первой исполняли бодрую Raue See, открывающую последний альбом Mein Rasend Herz и отлично задающую сходу радостный праздничный настрой. Музыканты выходили на сцену в том порядке, в каком вступали их партии, и сразу же начинали играть: в начале появились барабанщик, басист и гитарист, потом под усиливающиеся приветственные крики выбежали трое волынщиков, и последним, под оглушающий рев толпы, к микрофону вышел вокалист.
Публика завелась с первых же тактов. Со сцены в зал обрушивался такой мощный поток энергии, что сразу стало ясно – такой группе действительно не нужен никакой разогрев!
Большая часть группы не случайно вышла в тельняшках, дополняющих их традиционные костюмы – последний альбом в целом посвящен морской тематике, и по оформлению, и по лирике. Когда они увидели, что творится в зале, по лицам можно было догадаться, что все испытали легкий шок. Все, кроме фронтмена – потому что перед самым началом вокалист Миха(эль) Райн по прозвищу Дас Летцте Айнхорн сидел на ВИП-балконе и, покуривая, наблюдал оттуда за столпотворением внизу. Ближе к концу выступления им пришлось оправдать свой имидж – разгоряченная толпа с такой силой наваливалась на пристройку к сцене, что умудрялась немного сдвигать ее то в одну сторону, то в другую, причем вместе с тем, кто на ней стоял. Устроили мы нашим морякам что-то наподобие морской качки! "Моряки" опасливо поглядывали на это, но тем не менее на протяжении концерта по одному - по двое смело выходили на неустойчивую "палубу".
Мы к вам заехали на час! Привет, бонжур, хэлло!
А ну скорей любите нас! Вам крупно повезло!
Ну-ка, все вместе, уши развесьте!
Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы!
Из мультфильма "Бременские музыканты"
Контакт и взаимопонимание с залом наладились практически сразу. После первой песни Последний Единорог четко и внятно произнес в микрофон "Здравствуйте!", чем вызвал бурю восторга, а сотни голосов в зале уже на второй песне – рок-боевик Spielmannsfluch с альбома 1999 года, старинная немецкая легенда о проклятии менестреля – слаженным хором подпевали припев.
Вообще, русская публика, похоже, отличается повышенной любовью к хоровому пению. Причем ограничений для нас не существует: на каком бы языке ни пели заезжие музыканты – в зале стабильно будет слышен дружный бэк-вокал. Гастролеры традиционно испытывают приятное удивление и приходят в восторг от оказанной им поддержки. Так случилось и с интернациональными текстами IN EXTREMO: весь зал подпевал как современные немецкоязычные Kuss Mich, Vollmond и Nur Ihr Allein, так и старинные фолк-хиты – и Ai Vis Lo Lop на старофранцузском, и Herr Mannelig на шведском (причем даже с правильным произношением – видно было, как Айнхорн специально прислушивался к тому, что мы поем, и радостно кивал).
Сам он общался с нами на английском, понятном большинству, дополняя его жестами. А иногда использовал и только их – например, когда пару раз давал понять зрителям на ВИП-балконе, чтобы не сидели сложа руки, а поактивней аплодировали. Или, когда возвращал монитор, стоявший на допсцене, в удобное для себя положение и объяснял, что иначе ему ничего не слышно – монитор постоянно двигали зрители, которым он загораживал обзор.
В целом, работа с публикой у группы отлажена идеально годами концертной практики. В нужных моментах они показывали нам, что делать – где и как хлопать, когда устраивать руками "волны", и т.д.
Когда перед песней Liam – трагичной истории о любви и о море на гэльском, языке шотландских кельтов – Флекс дер Биегзаме накачивал мешок особой "долгоиграющей" волынки, на которой он исполняет в ней яркое, запоминающееся соло, Миха подбадривал его словами "Давай-давай!"
А когда (видимо, от избытка чувств) барабанщик Моргенштерн сломал рабочий барабан и попросил немного времени на его починку, Айнхорн продемонстрировал свои лингвистические способности, выдав несколько фраз на русском, которые знал. Представился: "Меня зовут Миша", затем по очереди подходил к музыкантам и на ушко подсказывал им, что говорить. Особенно запомнился Йеллоу Пфайфер, пробурчавший голосом медвежонка из мультика: "А меня зовут Борис". А потом Доктор Пимонте показал на свою татуировку и произнес: "Достопримечательность!" Восторгу и умилению публики не было предела.
Программа концерта состояла из песен с последнего студийного альбома, чередующихся с известными хитами с других альбомов. Mein Rasend Herz сыграли почти весь, кроме двух песен, и еще одну - Macht und Dummheit – в последний момент заменили на Hiemali Tempore. Если сравнивать московский сет-лист с концертным альбомом Raue Spree 2005, в поддержку которого и был организован приезд группы, состав песен у них одинаковый, кроме трех вещей, которые исключили из программы вместе со старинным инструментом под названием никельарфа (он также называется "шведская скрипка с клавишами"), с участием которого они исполняются - Captus Est, Vanner och Frande и Merseburger Zauberspruche II, и еще одной песни - Ich Kenne Alles, которую исключили неизвестно почему. Зато у нас дополнительно прозвучала легендарная Ai Vis Lo Lop – песня, с которой начался творческий путь IN EXTREMO. Не исполнить такую вещь было просто нельзя.
Сет-лист (в том виде, в каком он был напечатан у группы):
- Raue See
- Spielmannsfluch
- Horizont
- Kuss Mich
- Mein Rasend Herz
- Ave Maria
- Omnia Sol Temperat
- Wessebronner
- Hiamali
- Ai Vis Lo Lop
- Singapur
- Wind
- Liam
- Nur Ihr Allein
- Vollmond
- Poc Vecem
- Spielmann
- Erdbeermund
- Herr Mandalig
- Villemann
Бис:
Также на концерте исполнялась Palastinalied, не упомянутая в сет-листе – ее начали без объявления.
Раз уж зашла речь об этнических инструментах, стоит рассказать о них поподробнее.
Все музыканты в группе – мультиинструменталисты. Причем помимо известных инструментов, таких как волынки и арфа, они используют и совсем экзотические. На концерте звучали живьем и шалмей в нескольких вариантах – этот старинный духовой инструмент предположительно арабского происхождения является прародителем классических гобоя и кларнета, и русская народная колесная лира, точнее, ее немецкий аналог под названием drehleier – инструмент, схожий с никельарфой, где струны так же зажимаются нажатием клавиш, только вместо смычка по ним водят встроенным колесом, крутя его за ручку, и звук у него другой, более звонкий и резкий, а 16-тиструнная никельарфа звучит похоже на скрипку и виолончель, играющие одновременно. И десятиструнный цистер, на котором Айнхорн играл Ai Vis Lo Lop, Liam и Herr Mannelig – этот похожий (внешне, но не по звучанию) на мандолину инструмент был распространен в средневековой Англии так же широко, как у нас сейчас обычная шестиструнная гитара.
Разумеется, они привезли к нам далеко не все, что обычно используют – их инструментальный арсенал гораздо шире.
После этого описания закономерным был бы вопрос – и что, на концертах с таким навороченным составом сложных инструментов (у каждой волынки, между прочим, по три трубы) им, тем не менее, удается отстраивать не просто нормальный, а очень хороший и качественный звук? Представьте себе, да!
Разумеется, они привезли с собой и свой аппарат (как звуковой, так и световой), и своего звукорежиссера-кудесника, которому Айнхорн на концерте сказал отдельное спасибо – музыкантам ведь очень важно хорошо слышать себя на сцене. Поэтому в "Точке" звук был настолько качественным, насколько этого можно было там добиться. Во всяком случае, те, кто находился на балконе, отлично все слышали. У самой сцены слышно было несколько хуже, инструменты куда-то пропадали и звук несколько смешивался и искажался – видимо, сказывалось слишком близкое расположение колонок.
Никаких слов и эпитетов не хватит, чтобы описать в полной мере это красочное фантастическое представление, в котором настроение сменялось от песни к песне.
Это и завораживающе слаженные передвижения волынщиков по сцене – то гуськом, то навстречу друг другу, то к краю сцены и обратно, то хороводом по кругу – сложно привести какие-либо аналоги сим зажигательным танцам, их надо видеть.
Это и особый образ вокалиста во время исполнения древнего (восьмой век!) заговора на удачу и защиту Wessebronner Gebet – средневековая роба до пола с капюшоном из мешковины в сочетании с особой подсветкой снизу – закрыв глаза и приняв медитативный вид перед умиротворяющим началом песни, он выглядел настоящим языческим старейшиной.
IN EXTREMO – это эклектичное смешение не только языков и времен, но и религий: другая вещь, красивейшая баллада Ave Maria, вызывающая самые светлые чувства – это католическая молитва на латыни. Однако, у Единорога шутливое настроение явно преобладало над возвышенным: во время соло на арфе, которое вдохновенно исполнял Доктор Пимонте, когда тот немного наклонился вперед, Айнхорн подошел сзади и сделал вид, будто "пристраивается", озорно улыбаясь в сторону кому-то из музыкантов. Чисто немецкий юмор.
Пимонте тоже продемонстрировал свои приколы – к лирической Singapur нарисовал макияж: яркая помада и густые бирюзовые тени наводили на ассоциации с какими-нибудь восточными гейшами.
А в припеве задорной Nur Ihr Allein, в которой поется об отвязной и разудалой жизни современных менестрелей, в том месте, где звучит фраза "verehrt und angespien", проходящая красной нитью через все их творчество – "почитаемые и оплеванные" – Миха по традиции наглядно демонстрирует на себе второе их определение в этой фразе.
Одно дело, когда публика видит сцену лишь издалека. Но ни с чем не сравнить впечатления, когда музыканты по очереди выходят так близко, что стоящие в первых рядах могут дотянуться до них. Их трогали за ботинки, щекотали за ноги, хватали и тянули за одежду. Гитарист Ланге и басист Люттер наклоняли грифы гитар, уверенно при этом рассчитывая, чтобы до поднятых рук оставался хороший запас. Стоило кому-то ненадолго присесть на колени – все, кто мог дотянуться, тут же принимались гладить кумиров, а Пимонте даже разок специально для этого приподнял краешек тельняшки. Правда, от шаловливых ручек фанатов можно было ожидать всего, чего угодно: во время исполнения Kuss Mich Миха показал кому-то фак, как впоследствии выяснилось – за то, что ему попытались расстегнуть его внушительного вида ботинки, отделанные железками. Зачем так сразу? Мог бы просто сдвинуть брови и погрозить пальцем – наверняка это был всего лишь хулиганистый подросток.
Игра музыкантов такого уровня не поддается оценке "хорошо или плохо" – мастерство исполнения у каждого их них отточено годами опыта и сомнению не подлежит. Можно лишь отметить, что выступали они так же высококлассно, как и на других концертах, выкладываясь перед публикой полностью, вкладывая в музыку всю свою душу. И не потому, что это их работа, а потому, что сколько бы они ни отыграли концертов, они не перестают наслаждаться своим шаманским действом. Волынщики гипнотизировали взглядами друг друга и зрителей, барабанщик словно заклинал свое железо с помощью магических пассов палочками, у гитаристов, казалось, вот-вот должны посыпаться искры из-под пальцев, а вокалист пел, рычал, шептал, играл интонациями своего сильного голоса с характерной горловой манерой исполнения так, словно выступал перед каким-нибудь королем или императором. Видно было – они старались, действительно старались показать нам все то лучшее, на что способны, завоевать симпатию незнакомой публики в новой для себя стране. Надо отдать им должное – достичь своей цели им удалось на все сто, оставив при этом общее впечатление веселости и легкости.
Процесс обмена позитивной энергией между теми, кто на сцене, и теми, кто в зале – такой бывает только на самых лучших концертах. Артисты зажигали – насколько профессионально, настолько же и искренне, а публика, чувствуя это, в свою очередь неистово подбадривала артистов, усиливая таким образом энергетический посыл во много крат. Многие из пришедших в этот вечер очень давно ждали этой встречи – и получили наконец возможность выразить непосредственно свое признание и восхищение талантливейшим музыкантам и выплеснуть свои чувства в страстном едином порыве. "Лес" рук, тянущихся к сцене и взлетающих в такт песням, аплодисменты и бурные овации в перерывах – горячий восторг охватывал плотно стоявшую толпу подобно пламени лесного пожара.
Температура накалялась и начала достигать критической отметки очень быстро – заводя друг друга, взмокли и фэны в зале, и исполнители на сцене. К середине концерта вокалист и некоторые из музыкантов разделись по пояс, и на них сверху остались лишь украшения – серебро и замысловатые татуировки.
Чтобы народ выжил и не умер от перегрева, добрые инэкстремовцы на всем протяжении концерта щедро раскидывали в зал бутылки с минералкой. Организаторы в избытке обеспечили группу питьем – как водой, так и любимым ими пенным янтарем. Напиток богов оправдал свое название…
Ярче мощных разноцветных прожекторов и мелькающих повсюду фотовспышек сцену освещали семь солнечных улыбок, и семь пар глаз горели огнем – в них светилась радость от происходящего, музыканты смеялись и шутили, получая неподдельное удовольствие от того, что делают. Было очевидно – они любят эту музыку, любят самозабвенно, и они счастливы оттого, что она вызывает такие же сильные чувства у их слушателей, которые отвечают им сиянием сотен глаз и улыбок. А слушатели, околдованные чарующими звуками волынок и проникновенным перебором арфы, пребывали в том волшебном состоянии, когда душа начинает танцевать, сердце – биться в ритм любимой песни, эмоции зашкаливают за все мыслимые пределы, знакомые слова слетают с губ будто бы сами собой, все твое существо поет и словно растворяется в этом священном действе. Время останавливается, весь мир исчезает, и в нем остаются лишь таланты и их поклонники, которые сливаются в единое целое в общем музыкальном экстазе.
Разумеется, никто не собирался их отпускать после автобиографичного откровения – песни Spielmann, завершающей основной сет, так что ждать выхода на бис, скандируя "Ин Экс-тре-мо! Ин Экс-тре-мо!", пришлось относительно недолго. Прогремели хиты – пронзительно чувственная Erdbeermund и Herr Mannelig – старинная шведская легенда, повествующая о том, как горная троллиха предложила рыцарю жениться на ней, обещая ему сказочные дары, и не могла успокоиться до тех пор, пока не получит от него ответ "да" или "нет", причем неважно какой. Ее название не раз слышалось в выкриках из зала в течение концерта – так же, как и Ai Vis Lo Lop, ее исполнения фэны ждали особенно сильно. Хотелось самим увидеть и услышать, как Йеллоу Пфайфер исполняет в ней соло на шалмее, а в конце песни традиционно вертит его в правой руке, левой подбадривая зрителей.
Затем свет погас, и в темноте загорелись два факела – специальные барабанные палочки Моргенштерна.
Загудел рог, и факелы начали отбивать ритм. Зал поддержал его аплодисментами, Айнхорн запел, а остальные подпевали хором – в финале программы исполнялась норвежская народная Villeman og Magnhild. Завершение концерта было не менее эффектным и впечатляющим, чем его начало. Затем вступили три волынки: Пимонте, Пфайфер и Флекс группируются полукругом, опускаются на одно колено, потом Пимонте дирижирует, показывая, в какой момент надо подниматься – и одновременно поднимать ноту. Потом снова вступает ритм-секция – басист Люттер тоже стоит за барабанами и они вместе с Моргенштерном отбивают ритм.
В это время Последний Единорог ненадолго исчезает, и затем вновь появляется посреди сцены с двумя факелами в руках, запрокидывает вверх голову… И начинает свое знаменитое огненное шоу!!! Соединяются факелы – и к высокому потолку "Точки" взмывает огромный столб пламени! Затем небольшие огненные шары поджигаются с двух рук по очереди, мгновенно исчезая, и далее следует высший пилотаж – длинная серия таких плевков, точно попадающих В БЫСТРЫЙ ТАКТ ПЕСНЕ!!! Глядеть на это умопомрачительное зрелище без замирания сердца было невозможно – кто знает, насколько сложно и опасно такое проделывать? Ароматно пахнущие мятой брызги горючей смеси разлетались вокруг, попадая на стоящих у сцены зрителей… Наконец в направлении висящих под потолком конструкций устремляется еще один столб огня, Айнхорн отточенными движениями опытного циркача задувает поочередно факелы и кланяется.
Потрясенная публика неистово аплодирует, повергнутая в шоковое состояние. Да, конечно, мы очень хотели ЭТО увидеть! Но разве мы могли надеяться, что и в нашем маленьком клубе такое станет возможным?!
Этот приятный сюрприз, преподнесенный Мишей преданным фанатам и столь эффектно завершивший представление, несколько сгладил грусть расставания. Музыканты кланялись, Единорог их представлял – каждый получил свои заслуженные овации и море обожания, барабанщик поднялся из-за установки и тоже вышел на поклон, а самого Айнхорна представил Пимонте. Далее было устроено традиционное расшвыривание в толпу сувениров, и затем IN EXTREMO уже окончательно и всерьез с нами простились и покинули сцену.
И вот тут начало возвращаться ощущение реальности. Измученное адской давкой тело заныло, дали о себе знать и уставшие сопротивляться из последних сил локти, и помятые бока, и отдавленные ноги.
Все-таки слишком большое количество народа в зале, который не рассчитан на такое – это огромный минус. Все стремятся оказаться поближе к сцене, и здесь в действие вступает естественный отбор – выживает сильнейший. Если в первых рядах слева и справа от сцены еще можно было как-то продержаться даже хрупким невысоким девушкам, то стоявшие уже дальше, а также по центру, оказались в настоящей мясорубке. Желающие устроить слэм найдутся везде, нашлись и тут, несмотря на тесноту. В целом то, что творилось в зале, вполне можно сравнить с переполненным вагоном московского метро на самой перегруженной ветке в час пик, только еще надо прибавить к этому тот факт, что все прыгали, пританцовывали, размахивали руками, толкаясь и пихая друг друга, отчаянно отвоевывали себе жизненное пространство и сминали все на пути к ближайшему краю сцены. Надо полагать, парой обмороков дело не ограничилось.
Второй минус – это стейдждайверы, которые портили удовольствие от концерта как слушателям, так и самим музыкантам. В этот раз получилось так, что для стейдждайвинга были созданы идеальные условия: предельно плотно стоящая толпа, невысокая сцена, на которую было легко залезть, и почему-то полное отсутствие секьюрити. В результате на сцену лезли часто и задерживались там подолгу, мешая музыкантам и отвлекая зрителей. Во время песен вокалист Миха прогонял прыгунов жестами типа "Кыш, иди отсюда!". Начать петь Ai Vis Lo Lop ему тоже долго не удавалось из-за них, и когда очередной подросток вылезал и начинал тусить возле Айнхорна, не торопясь спрыгивать, тот комментировал это фразами на английском: "Вот, еще один придурок. Иди обратно в школу!", "Ладно, если ты ждешь аплодисментов – мы сделаем это для тебя". Изумленно поаплодировал он также девушке, храбро совершившей прыжок со сцены – нечасто представительницы слабого пола решаются на такое. Прыгали, разумеется, неаккуратно – стоявшие прямо напротив сцены потом сердито подсчитывали синяки на лбах и прочие ушибы от тяжелых ботинок.
И последнее, что несколько расстроило пришедших на концерт – досадное отсутствие в продаже маек и прочей атрибутики с символикой группы, а также афиш концерта. Из мерчендайзинга имелись только фирменные аудиодиски, но зато по рекордно низкой цене – всего 300 рублей.
Однако несмотря ни на что, бесспорно, этот концерт был одним из самых лучших, которые когда-либо у нас проходили.
Глотнув живительного холодного пива в баре, совершенно ошеломленная от полученных впечатлений публика стала потихоньку разъезжаться по домам. Но некоторые все же остались, и за свое терпение были вознаграждены с лихвой – после часа с небольшим, проведенном в ожидании, они получили возможность встретиться с любимыми музыкантами вне сцены. Участники группы вышли в бильярдную и там раздали массу автографов на всем, на чем только можно: на билетах, дисках, барабанных палочках и даже на сторублевках и прямо на руках своих фанатов, а также любезно сфотографировались и пообщались со всеми желающими, несмотря на усталость от концерта и фотовспышек. Афтепати прошло в теплой, дружеской атмосфере, не в последнюю очередь благодаря доброжелательности и примерному отношению к своим почитателям немецких менестрелей, которые произвели на очевидцев впечатление людей открытых, милых и весьма приятных в общении. Меньше, чем через час их проводили до автобуса, который увез группу в отель.
В заключение хочется сказать следующее: дорогие IN EXTREMO, мы были безумно рады с вами встретиться и очень ждем вас снова! Приезжайте к нам поскорее! Ваши преданные поклонники.
©Мелисса "Yellow-eyed" Шорохова, 2006
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Khira Li, Die Rattenfangerin и Desert Rose.