17. Ius Primae Noctis-тур, часть 1 – лето 2008
Ius Primae Noctis, часть 1 – Лето 2008
Если бы кто-то в начале апреля подслушал под нашей дверью, то со своей стороны он мог бы услышать шум, походивший на нетерпеливое шарканье лошадиных копыт, прежде чем их обладатель выйдет на ипподром. И, конечно, именно так чувствовали мы себя в течение восьми нескончаемых месяцев под землёй, в тёмных репетиционных, таких, как, например, мрачная Principal Studio в Оттмарсбохольте. Ну, вообще, не так уж там было и темно, но кто из нас может честно признаться, что видел там дневной свет, если не брать в расчёт утреннюю поездку в сельский магазин? Хотя было на удивление тепло, шла весна, и у каждого было чувство, будто он что-то упускает.
Но между тем мы, конечно, не сидели без дела. В отпущенное время мы успели провести традиционный марафон интервью, устроить несколько автограф-сессий, мы сидели на телефоне до боли в ушах и отвечали на одинаковые вопросы журналистов, опробовали новые песни, мы записали видео в заброшенной психбольнице, и вот наш новый альбом „Sängerkrieg“ появился в магазинах и даже сместил Мадонну Луизу Веронику Чикконе с первого места в чартах. Интересно, она это вообще заметила? Ну, что ж, это был краткий и чудесный миг, который никто у нас отнять не сможет. Но, если быть честными, то Мадонну сместили не мы, а фанаты In Extremo. И за это ещё раз огромное Спасибище!
Чарты, о чём не устают твердить все инди-группы, совсем беспонтовая вещь, они не являются честью для хорошего CD, и все группы, которые попали на первые 10 мест и продали более 25 копий дисков – это абсолютно точно продавшиеся мейнстримщики. Ну, за исключением нескольких, конечно. Как вы знаете, таким теориям мы никогда не придавали значения, возможно, именно поэтому мы и радуемся, словно дети малые. Давайте посмотрим правде в глаза: первое место для любого музыканта, несмотря на все протесты, это всегда большой успех. Это всё равно, что обойти весь мир под парусником или попасть в книгу рекордов за покорение Эвереста – это в любом случае что-то особенное. Но давайте вернёмся в реальный мир: Мадонна снова оказалась там, где находится уже пять памятных десятилетий, а радио продолжает играть все те песни, что мы так любим. Или я не прав? Увы, но мир изменить мы не в состоянии. Один очень ироничный человек как-то сказал, что каждая страна получает ту музыку, которую заслуживает! Возможно, надежда ещё есть.
Но давайте же, наконец, начнём, ведь 30 апреля мы уже начали своё небольшое разогрев-шоу в Йене, желая показать парочку новых песен 700 подопытным людям. Почему именно в Йене? Во-первых, потому, что мы в крайне хороших отношениях с Тюрингией (это, правда, небольшое исключение), и, во-вторых, потому, что наш старый друг Альф, организатор из местного F-Haus, много лет пытался организовать наш концерт, в то время как злые ребята из In Extremo играли по всей Тюрингии, но только не в Йене. Теперь это, наконец, случилось, и мы не сомневались в безжалостном полном снабжении. Незадолго до начала концерта я заметил, что вся группа испытывает мощную такую боязнь сцены, поскольку последняя «успокаивающая вода» испарилась с ужасающей скоростью, и волнение было написано у всех на лице. В качестве концертного превью, или лучше сказать, «интро», в этот вечер было показано наше новое видео на Frei zu sein. Мы были очень воодушевлены реакцией, ведь это всё-таки была ещё и видео-премьера, и, в конце концов, даже само право первой ночи могло обернуться против. А потом мы дали такой раскованный концерт, каких не было уже давно. Видимо, маленькая сцена всё же хорошо действует на нас.
14 мая мы совершили вылазку в Кёльн, чтобы представить вживую наш новый сингл Frei zu sein у Штефана Рааба. Снова день длиною в вечность, и бездействие нарушалось только коротенькой репетицией и осушением чашек кофе. По дороге обратно у меня в голове играла мелодия Blur Coffee & TV. И наконец, вскоре после формирования национальной сборной по футболу, мы в кои-то веки смогли выйти на сцену, чтобы играть там свои песни. Живое исполнение на TV total, что, вообще-то, редкость для телевидения. Соответственно, лайв звучал и у нас, тем более, что не было возможности даже микшировать звук, во всяком случае, не для телевиденья. Ну и ладно, лучше вживую, чем глупо записать для потомков. А кто может лучше, тот пусть и делает.
Весьма неординарно открыли мы свой фестивальный сезон в этом году в Испании, а точнее, на фестивале Mediatic в Ла-Нусии, что в окрестностях Аликанте. Несмотря на красивое название, фестиваль, к сожалению, был из разряда «сборная солянка», где мы имели сомнительную честь выступать после порядка 10 испаноязычных групп, исполнив прощальный танец около 3 часов. За это время выносливость даже самых привычных к праздникам испанцев дала сбой, тем более, что весь вечер беспрестанно моросило. К сожалению, даже по прошествии времени я не могу назвать фестиваль удачным, невзирая даже на тот факт, что у нас был чудесный отель прямо на побережье. Именно там мы с оставшимися испанскими музыкантами через некоторое время отмечали восход солнца.
Через пару дней состоялся концерт в Швейцарии, на фестивале Greenfield в Интерлакене. Зелёное поле пролегает в центре Швейцарских гор и, в сущности, является аэродромом, который единожды в год предоставляет свою территорию для феста. Но даже на таком фестивале, естественно, есть попытки достичь нужного уровня децибел, которые здесь слышатся, только когда задействован воздушный транспорт. В этом году In Flames, Bullet For My Valentine и The Offspring, оккупировав большую сцену, пытались проверить обходительность швейцарских властей. In Extremo, Enter Shikari и Apokalyptica испытывали меньше неудобств под большим шатром. Такого рода фестивали всегда служат приглашением для того, чтобы типа просто так посмотреть поближе на некоторые другие группы, но порой проскальзывает замечание, что дорогие коллеги, в конце концов, все слеплены из одного теста. Если, например, Bullet For My Valentine безжалостно взрывали сцену, то The Offspring ходили по ней весьма мягко. Мне нравится эта группа, прежде всего, за её беззаботные песни, и воспоминания о ней значительно круче, но концерт, во всяком случае, последние полчаса, что я ещё мог видеть, больше напоминал танцульки с чаем и печеньками для престарелых граждан в «Народной солидарности» в Берлин-Марцан. Когда-то давным-давно, в другой жизни, из-за острой нехватки денег я работал там на временной работе в танцевально-музыкальном ансамбле. Я не хочу здесь продолжать эту тему, но поверьте, я знаю, что говорю! Как хорошо, что The Offspring начали через полчаса после того, как мы заняли сцену на другом конце фестивальной площадки. Шатёр некоторое время мерцал на горизонте, чтобы через 20 минут привлечь ещё больше народу. Конечно, для нас это повод для гордости.
Вскоре недалеко оттуда состоялось другое мероприятие – фестиваль Feuertanz в замке Абенберг. В преддверии фестиваля я предрекал некоторое тщеславие или, по крайней мере, локальный бой за ресурсы на ужасно маленькой сцене, но, слава Богу, всё было более-менее прилично. Даже группы-которые-нас-не-знают были довольно непринуждёнными и доброжелательными, даже если за этим и стояла сдержанность. Но, говоря начистоту, несмотря на всю эту конкуренцию, все присутствующие на этом распроданном много месяцев назад концерте группы имели одну и ту же проблему: плевать на высокие чартовые позиции, большие сцены, распроданные фестивали – все они в высшей степени игнорировались телевиденьем, радиостанциями и большей частью прессы. Ну и на кой ляд тогда сыпать взаимными оскорблениями? Не надо обниматься-целоваться, но хоть какое-то взаимное уважение должно же быть. И, кажется, оно всё же есть, когда встречаешься лицом к лицу.
Но, впрочем, день начался с великолепного женского футбольного турнира на спортплощадке, которая находилась прямо рядом со стоянкой найтлайнера. Вот вам и достопамятный случай: рано утром персонал и часть группы сидит прямо на линии и взволнованно со знанием дела даёт советы девушке-вратарю. Хотя ещё даже состав не утвердился, но, в конце концов, как раз был ЧЕ, и примерно 80 миллионов немецких футбольных специалистов всё знали намного лучше. А вообще, женские турниры ни капли не отличаются от мужских: публика громко выкрикивает советы, зачастую с догорающим окурком в руке, прямо как однажды Сесар Луис Менотти, наличествуют пиво, жирные стейки и братвурст. Разве что про судью выражаются несколько деликатнее.
После блистательной победы Поппенройта (большой привет!) над Абенбергом настала пора выдвигаться в замок, где равнодушные к женскому футболу зрители уже несколько часов стояли под палящим солнцем, наблюдая за событиями на сцене. Кажется, Абенберг имел благосклонность божества Погоды, поскольку я ещё ни разу в жизни не видел здесь ни одного облачка на небе. Мы же высадились на территории фестиваля, попробовали ополоснуться в душе, дали парочку интервью, а потом ждали своей очереди за кулисами. Быть музыкантом – это чудесная работа, но время, которое убиваешь на ожидание, это просто дрянь. Билл Уаймен, бывший басист Rolling Stones, как-то раз отвечал на вопрос о том, какое время было худшим с его группой: „Вечное ожидание того, что должно произойти!“
И вот, наконец, вскоре после 22 часов, In Extremo смогли выйти на сцену. Наконец-то снова дома! Мы кое-что изменили в преддверии программы сегодняшнего вечера, решив представить несколько новых песен с „Sängerkrieg“ и дав при этом небольшой отпуск композициям нашего исторического наследия. Остальные песни мы хотели приберечь для нашего фактического осенне-зимнего тура. После долгих дискуссий было принято решение отправить в отставку оба наших «национальных гимна», Ai Vis Lo Lop и, главное, Spielmannsfluch, поскольку во время исполнения программы наше воодушевление на этих песнях резко падало. Мы даже сделали ставки на то, будет ли кто-то скучать по этим песням после стольких лет. Но, похоже, человек – раб привычек, и однажды Spielmannsfluch превратился в настоящее «проклятие шпильмана», поскольку уже первая запись в гостевой книге на следующий день гласила: «Обалденный концерт! Но где был Spielmannsfluch!» Иногда я с ухмылкой вспоминаю историю возникновения этой песни и спор с нашей старой звукозаписывающей компанией, которая ни за что не хотела включать эту песню на альбом. Они говорили, что эта песня звучит, как старая запись Ton Steine Scherben и имеет слишком длинный текст, который всё равно никто не запомнит…
О фактическом Ius Primae Noctis-туре говорить, в общем-то, нечего. Мы хотели дать нашему туру по замкам собственное название, с тем, чтобы в будущем он, возможно, стал чем-то вроде традиции, как повторяющийся каждый год Рождественский тур. Для нас это прекрасный опыт, чтобы не играть концерты в приевшихся местах или опять поднимать площадки из непробудного сна, как, например, сцену под открытым небом в Штайбах-Лангенбах. Но между тем мы, конечно, не хотели пропускать и опен-эйры, так что 4 июля мы полетели в Венецию, чтобы оттуда отправиться на Metal Camp в словенский Толмиен. Из Венеции добирались на двух маршрутках по итальянским автобанам, чтобы затем пересечь словенскую границу по тракту через отрог Альп. В итоге мы остановились в далёком захолустье, в малюсенькой деревушке, которая располагалась на берегу небольшой речушки, имевшей романтический вид. Прямо возле указателя, который показывал на кусты, на месте которых должен был быть отель. Мы долго бродили по дороге со скепсисом на лицах, пересекли мост и немного позже обнаружили скрытую отсылку к этому заведению. После короткой прогулки мы, наконец, нашли отель, он тоже был на реке, имел большую террасу и холодное пиво.
Мы уже почти забыли, по какой причине приехали в Словению, но у нас было просто дофигища времени, поскольку мы были последней группой вечера. За час до полуночи мы, наконец, отправились на территорию фестиваля, и тогда начался дождь. Вскоре мы снова оказались в закулисной области, которая была размещена в здании бывшего борделя, что для рок-группы было более чем достойно. In Flames, группа, которая в любом метал-журнале идёт сразу после нас, как раз позаботилась о полном обесточивании сцены благодаря своему сверхгабаритному пирошоу. Это могло бы быть весело. К счастью, так и оказалось, ибо после обыкновенного лихорадочного восстановления дождь прекратился, и мы сумели начать концерт. Неужели я слышал моление о Spielmannsfluch? Мы вновь включили его в программу, поначалу на испытательный срок. Но позже, к осенне-зимнему Sängerkrieg-туру, все до единого должны его выучить, иначе мы претворим свою угрозу в жизнь. Возможно. Вероятно. Скорее всего!
На следующий день мы отпраздновали день рождения Пимонте как подобает. При 30 градусах в тени все без исключения пластиковые стулья отеля были собраны вместе и помещены в мелководный ручей, чтобы праздновать там. И как раз когда мы начали привыкать к Словении, появился транспорт, чтобы забрать нас обратно в Венецию.
Продолжение следует.
ПЕРЕВОД: МАКС ТЕРЕБИЛОВ