25. Параллельная вселенная - Зима 2009

­­­­­­Параллельная вселенная - зима 2009

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Начало акустического тура Tranquilo было ознаменовано не самой счастливой звездой, поскольку наш ударник Райнер прямо перед выездом из Берлина проглотил две капсулы «Гриппостада», чтобы избавиться от вроде бы начинающихся лёгких симптомов гриппа. Я уже слышать не могу всю эту болтологию о вакцинах против гриппа на канале Pro und Contra, ведь каждый, в конце концов, сам должен знать, как самого себя готовить к туру. Впрочем, проблема эта повторяется из года в год, особенно внутри группы. В каждом длительном туре в ноябре-декабре надеешься, что всем вместе удастся избежать эпидемии гриппа и отыграть все запланированные концерты. Но это не так-то просто, когда в одном найтлайнере три недели путешествует 16 человек, и простой занавеской друг от друга не отгородиться.

В этот раз мы в Берлине особо не тормозили, здесь нас уже ждала первая встреча. Райнер выглядел не очень обнадёживающе. Потому он проспал в автобусе вплоть до Дрездена, но мы в это время не особо-то суетились, поскольку мы всё равно хотели пару дней порепетировать в дрезденском клубе „Tante Ju“, чтобы потом отыграть там концерт-«разогрев». Едва приехав, мы отправили Райнера в отель, чтобы он там хоть немного поправился.

На следующий день мы встретились на репетиции в клубе, и всё пошло как по маслу. Хотя Райнер всё ещё выглядел бледным, но он чувствовал себя на порядок лучше. По крайней мере, так он нам сказал. Мы снова испытали новые аранжировки песен, ещё разок попробовали представить перкуссию на сцене, а наши новые светотехники Надин и Мартин освещали сцену. Вечером Райнер вновь поехал в отель, чтобы ещё немного отдохнуть.

2.12., Дрезден – Tante Ju: В день «разогревного» концерта в обед мне пришло сообщение, что Райнеру как можно быстрее нужно в больницу. Мой друг Кристоф, который устроил шоу в „Tante Ju“ и при этом являлся санитарным работником в Дрездене, всё уладил и устроил встречу с врачами. Без его помощи Райнеру наверняка потребовалась бы целая вечность, чтобы со всем справиться. Мы же тем временем оставались в клубе, несколько растерянные, и ждали его звонка. А потом был объявлен диагноз, что у него загноились миндалины (с парочкой осложнений), и их срочно нужно оперировать. На этом тур был для него закончен.

До запуска в „Tante Ju“ было ещё около пяти часов, и мы перебрали все возможные альтернативы завершению тура. Внезапно наш барабанный техник Ади попросился на время подменить Райнера. Он и сам ударник и, конечно, знает наизусть все без исключения песни In Extremo, пусть и не в новой аранжировке. Он стал для нас неожиданным шансом, и мы решили хотя бы попробовать. После часовой репетиции мы заключили, что Ади великолепно выполняет работу, и отмена тура, которая казалось страшнейшей из всех альтернатив, нам уж боле не грозит.

Конечно, в этот вечер всё прошло не так гладко, кроме того, нам пришлось отправить весь наш перкуссионный сет обратно в Берлин. Не было смысла сейчас репетировать новые перкуссионные аранжировки, нам с Ади предстояло хотя бы просто сконцентрироваться на насущном. Райнер тоже уехал в Берлин с одним из техников и ночью лёг в больницу, где его должны были прооперировать в пять утра.

 Первый концерт мы больше позиционировали как общественную репетицию, пусть даже и сами мы испытывали некое беспокойство. Для публики в „Tante Ju“ мы приготовили для общественной репетиции бочонок пива. Нам бы ещё понадобилась пара дней, чтобы стать единой музыкальной командой, но Ади действительно невозмутимо прошёлся по сет-листу, пока мы с Басти сидели рядом с ним, принимали песни или в значительной мере делали знаки руками.

Несмотря на весь этот писец, публика с самого начала была на нашей стороне, может, как раз поэтому концерт здесь был каким-то особенным. Ади с честью выдержал своё боевое крещение, и у всех у нас словно гора с плеч свалилась.

3.12., Грац - Helmut-List-Halle: В ночь мы отправились на найтлайнере в сторону Австрии, в Грац. Мы уже были здесь в прошлом году во время Sängerkrieg-тура, теперь мы посещали тот же зал, но лишь с той разницей, что место проведения концерта всё было заставлено стульями. Вдруг наш собственный план по созданию праздничной атмосферы уже не так сильно ободрял. Всё-таки есть колоссальная разница, слушаешь ли ты концерт классической музыки, или же свою любимую рок-группу, которая исполняет акустическую программу, тем более что первый ряд стульев находился в пяти метрах от сцены. Для обеих сторон это странное ощущение. Но именно в Граце лёд по-настоящему тронулся, первые зрители вставали со своих мест и подходили, или же просто располагались слева и справа от сцены. Для Басти, Ади и меня это стало небольшой проблемой, поскольку мы, как можно было подумать, больше были заняты между собой, чем контактировали с публикой. Но уже в последующие дни мы так отработали песни, что даже с „новым“ ударником играли без проблем, перестав использовать язык жестов.

Уже через несколько часов после начала тура, чаще всего, когда в первый день выезжаешь на шоссе, снова повторяется то же чувство, будто ты попадаешь в свой собственный микрокосмос. Автобус и закулисная зона становятся собственным помещением, из которого едва ли удастся сбежать. Никто не может не пересекаться с другими, и группа, и персонал есть везде, и редко встретится такое место, где можно уединиться. Постороннему человеку это сложно объяснить, но ты внезапно обнаруживаешь свои собственные черты характера, которые проявляются лишь тогда, когда вы всей группой садитесь в тур-автобус. Конечно, меняется распорядок дня, но так же странным образом это происходит и со словарным запасом, и с межличностными отношениями. Тур всё больше начинает напоминать поездку с классом, только в турне со взрослыми мужиками, которые занимаются музыкой. Даже если это порой немного раздражает, но задним числом осознаёшь радость от того, что не всё так натянуто и закостенело. In Extremo – это очень весёлая банда, можете мне верить.

            4.12., Люцерн – Konzerthaus Schüür: Люцерн, без сомнения, один из красивейших городов Европы. Борис и я сразу после завтрака отправились в город и прошлялись там весь день, тем более, что светило солнце, и не было ничего похожего на заполненную закулисную зону. Сегодня мы гостили в Konzerthaus Schüür, маленьком заведении, которое зато находилось в центре города. Оно очень сильно напоминало о первых днях с In Extremo, и все возможные 700 людей раскупили все билеты без остатка. Швейцарцы были сегодня очень активны, и мы отбросили страх, который, возможно, появился из-за того, что сегодняшняя по-настоящему маленькая «расстуловка» несколько напоминало «классическую атмосферу». Но даже здесь всё было хорошо. Мы заметили, что всё больше раскрепощаемся, ведь мы даже сегодня, после долгого лета на громадных сценах, всё равно можем играть, глядя в глаза первому ряду.

            5.12., Золотурн - Kofmehl: Наконец-то снег, пусть даже только на далёких вершинах гор, окружающих Золотурн. За кулисами я почитал путеводитель по Золотурну, который с величайшей похвалой описывал старый город как красивейший в Швейцарии. Я выглянул из окна и обнаружил, что клуб находится прямо возле некоего выезда на автостраду. Как это часто бывает, мы оказались в центре промышленного района. Сначала я сходил позавтракал, а потом отправился на поиски столь высоко оценённого старого города. И, конечно, чисто случайно я вдруг оказался прямо посреди него. Неописуемо, но, к сожалению, в это воскресенье все магазины были открыты, и всюду царило рождественское безумие. Может быть, нам стоило как-нибудь ещё приехать летом. Сегодня, как и вчера, в первых рядах были видны слёзы. Мы были очень тронуты!

            Ночью нам предстояло преодолеть 800 километров на найтлайнере обратно в направлении Дрездена, где мы, к радости всегда приветливого персонала отеля, отмечали первый выходной тура. Наш новоиспечённый ударник герр Отто окрестил отель как «украинский семейный номер с шестью кроватями».

            7.12., Дрезден – Lukaskirche: Lukaskirche стала первым полностью распроданным залом Tranquilo-тура, по крайней мере, с тех пор, как в Германии были утверждены предпродажи. А для нас это была настоящая премьера, поскольку In Extremo никогда раньше не играли в кирхах[1]. Соответственно, и наши ожидания были очень высоки. Звук был просто великолепным, настроение в кирхе не отставало. Я довольно часто бывал со всякими разными группами в Дрездене, и должен сказать, что дрезденскую публику очень сложно превзойти. Расположение кресел в этот раз также не было проблемой, возможно, просто в Граце мы были слишком возбуждены. В любом случае, я был очень обрадован следующими днями. А потом мы отправились дальше, в Потсдам, мой родной город.

            8.12., Потсдам, Nikolaisaal: Потсдамцы не особо торопятся быть самыми активными фанатами на концертах. Так было всегда, когда я играл там со всеми моими первыми группами. Лишь с успешными группами, когда покидаешь окружение Бранденбурга и играешь, например, в Лаузнице, Тюрингии или даже Дрездене, лишь тогда впервые довольно быстро замечаешь, что всё может быть иначе. Потсдамская публика другая. Не в обиду будь сказано, есть, конечно, и исключения, но как бывший потсдамец я имею право пожаловаться. Но одну вещь я обязан упомянуть о моём родном городе: он стал по-настоящему красив. Что едва ли можно сказать о Nikolaisaal, ну да ладно, он же был, прежде всего, спроектирован для классических концертов, а потом уже для групп вроде In Extremo. Особенно отчётливо это заметно по персоналу, поскольку у них с нами мало что общего было.

Нам, впрочем, было до фени. Всё время до саунд-чека я проходил по городу и пытался отыскать пару местечек, которые посещал когда-то раньше.

Затем, ровно в 20:00 после третьего звонка, мы вышли на сцену. Как я и догадывался, потсдамская публика была тяжела на подъём. Но, что интересно, настроение полностью реабилитировалось после нашего антракта, и, нас стали принимать более горячо, во всяком случае, насколько это возможно для местной публики. Я лишь надеюсь, что дело тут было не в разливном алкоголе, продаваемом в антракт.

            9.12., Бремен – Die Glocke: На следующее утро, когда я коротал время ожидания за «Параллельной вселенной» здесь, я нёс вахту прямо в центре Бремена, с видом из окна на старую ратушу. Трамваи как будто бы каждую секунду проносились мимо моей кровати. Этот тур действительно был особенным, поскольку рок-клубы зачастую прячутся в ужасных дебрях промышленных районов, а в этом туре мы почти всегда играем в центрах городов. Die Glocke, да я вообще никогда об этом месте не слышал. Почему же? Вчера здесь побывала Патрисия Каас, а она, скажем так, не принадлежит к тем исполнителям, чей путь мне ежеминутно необходимо отслеживать.

            Die Glocke определённо напоминает тот самый сумасшедший дом из какого-то фильма про Астерикса[2]. Я смутно припоминаю сцену, в которой Астериксу и Обеликсу нужно было в таком же доме получить справку. Просто невероятно, какой лабиринт порой можно построить, да ещё и с межэтажными пристройками. Даже лифт на некоторых этажах открывался в трех направлениях. Да и ладно, нам бы только сцену найти и столовую. Зал Die Glocke был прекрасный, большой и с кожаными сиденьями. Однако он имел какое-то своё обаяние, и на сцене в нём чувствуешь себя почти как дома.

            Наши мерчендайзеры Puck и Biber тем временем дегустировали различные сорта глинтвейна на рождественской ярмарке. Biber с гордостью сообщил, что он был единственным, с кем все охотно фотографировались на ярмарке, так что он, получается, украл шоу у обиженного Санта-Клауса. Да, борода Biber‘а определённо круче.

            10.12., Эрланген – Heinrich–Lades–Halle: Морось, морось, морось, ещё один день, в который больше хочется поваляться в кровати. А поскольку долго валяться в автобусных кроватях не кайфово, мы нашли неподалёку от зала закрытый бассейн, чтобы нарезать пару дорожек. Ади с самого начала тура ежедневно посещал плавательные учреждения, и, по первым слухам, его весы в скором времени снова стали набирать цифры вверх. 

            Heinrich-Lades-Halle не особо хорош снаружи, но зал и сцена были чудесными. Сегодня снова было всё распродано, и фанаты In Extremo аплодировали после каждой песни. Но на второй части шоу, как и следовало ожидать, были первые ушедшие. Так, медленно начинаешь замечать, что за этим кроется целая система.

            11.12., Галле (Зале) – Steintor Varieté: Снаружи тоже уродливый и непривлекательный, но внутри Steintor-Varieté прекрасен. Это также, похоже, старейший варьете в Германии, если верить саморекламе. После пробежки в парке, постоянно уклоняясь от мелких ублюдков, которые так и норовили впиться в икру, у нас был саундчек. Когда у тебя нету разогрев-группы, ты чувствуешь себя расслабленно, и пусть весь мир подождёт. Некоторым это состояние кажется скучным. Так считал и Dr. Pymonte, потому приклеил к своим щекам здоровенную бороду. Так что Пи фактически был сегодня звездой вечера.

            12.12., Бохум – Christuskirche: Вторая кирха в нашем туре, но в плане красоты она, конечно, была далеко позади Lukaskirche. Скажем так: типичная церковная атмосфера не то чтобы очень подходит. Как ни странно, настроение здесь, как и в Дрездене, с самого начала было грандиозным. Не знаю, в чём причина, может быть, просто стулья в театре и концертном зале были удобные. Впрочем, мы тоже хотели иметь немного удобств, потому забронировали отель в Штутгарте для выходного на следующий день.

            14.12., Штутгарт – Liederhalle: Наш тур-менеджер Дирк и я пытались посмотреть первую, вторую, или хотя бы третью игру футбольной Бундеслиги в воскресенье. Должен же хоть кто-то этим заниматься. Но у нас в этой области шансов не было, мы даже ФК «Хоффенхайм» включили в наши планы, просто чтобы показать, насколько дела плохи на самом деле.

            В понедельник мы выехали из отеля и въехали в „Liederhalle“, современный концертный зал, но, равно как и в Потсдаме, больше подходящий для классических концертов. Как бы там ни было, я был заинтересован, что же произойдёт сегодня, так как первый ряд был сильно удалён от сцены. В последние дни у нас появилась традиция исполнять песню AC/DC „It’s a long way to the top“ в числе двух песен нашего выхода на бис на краю сцены честного зала, сопровождая это танцем. Во всяком случае, с концерта в Потсдаме. В Штутгарте, уже много лет являющимся нашей тихой гаванью наравне с Дрезденом, было так же. На второй части концерта первые смельчаки в правой и левой частях зала отважились на аплодисменты, а потом первые из них просто остались стоять. Это всегда здорово наблюдать, потому что так действительно происходит везде: сначала самый левый и самый правый края, потом стояние и всеобщее подтягивание к центру сцены со всего зала не позднее, чем на AC/DC. Достаточно ли этой темы для научного заключения, я не знаю.

            Кстати, в этой группе нет никого, кто умел бы завязывать галстук. Моё скачанное из интернета описание привело лишь к ужасной путанице. Слава богу, этим вечером к нам заглянул наш налоговый консультант, мастер в завязывании галстуков. По окончании концерта пришлось лишь хорошенько ослабить их, чтобы узлы могли ещё использоваться на последующих шести концертах.

            15.12., Мангейм – Capitol: Вскоре после подъёма мы с Борисом и Ади отправились в городской бассейн, чтобы проплыть пару дорожек. Не то чтобы кровать в автобусе была такой плохой, но провести весь день без движения тоже не особо круто. Городской бассейн встретил нас объявлением, что до 13:00 к плаванью допускаются лишь старшие поколения. Учитывая, что наш возраст уже фактически переваливал за среднюю отметку, нас пропустили туда. Это была страшная ошибка, поскольку в бассейне базировалось поколение 80 плюс, которое занималось чем-то вроде водного балета. Честно говоря, я был рад, что у меня при себе не было подводных очков, и я всё время упражнялся в плавании брассом по-бабульски.

Мангеймский Capitol всегда играл большую роль в истории In Extremo, поскольку в марте 1999, после той пожарной катастрофы с Михаэлем, судьба группы оказалась под угрозой. Всё равно мы всегда с радостью ездим туда, пусть даже Capitol со временем стал маловато для рок-концертов, и мы стали понемногу перебираться в Maimarkt. Но играть в Capitol всегда здорово, поскольку это баланс между рок-клубом и театром. Настроение здесь всегда было великолепным в прошлом, и сегодня на паркете не было никакого застулья. И мы, несмотря на сет-лист Tranquilo-тура, чувствовали себя, словно на рок-концерте.

16.12., Магдебург – Altes Theater: День начался просто отлично, поскольку бассейн вместе с прилежащими саунами находился лишь за 400 метров от Театра. Весь день светило солнце, и при этом была зима.

Вчера в Мангейме у нас были самые высокие продажи билетов за весь тур, а сегодня, лишь на день позже, самые низкие. Не знаю, в чём причина, во всяком случае, настроение где-то 500 зрителей не вызывало нареканий. Совсем наоборот, „Tranquilo“ сегодня был не совсем к месту, поскольку фанаты In Extremo были как-то больше настроены на полный отрыв. Кстати говоря, в первом ряду сегодня сидела женщина в костюме скелета, целиковом, с маской. Мы побились об заклад, что у неё часа через три намечен маскарад, поскольку в Театре и правда было очень тепло. Но скелет оказался не нагой, а даже ещё в одной одежде, в которой у неё пряталась сигарета, и через маску выходил дым. Снимаю шляпу!

17.12., Ганновер – Theater am Aegi: У меня уже понемногу начали появляться перепонки на конечностях, но Ади это не волновало, он рано разбудил меня, и мы в такую рань отправились на такси в местный бассейн. В этот раз он, правда, больше напоминал запутанные городские магистрали, но на окунуться пару раз тоже подходил. Потом мы снова вызвали такси, и водитель попытался провести какую-нибудь связь между «бассейн» и «театр». Когда мы ему объяснили, что мы там работаем привратниками, он испустил громкий вздох разочарования, что к нему в машину сели не великие рок-звёзды. Он прочёл лекцию о старых временах, когда всё, конечно же, было лучше, а Ганновер был едва ли не рок-Меккой Германии, и поклялся нам, что теперь Ганновер превратился в музыкальную пустынь, и его раздражает то, что в газетах он постоянно натыкается на Рудольфа Шенкера из Scorpions как одного из немногих именитых ганноверцев. И, верите или нет, но по возвращении в столовую театра я взглянул на первую полосу какой-то газеты и сразу же наткнулся на Рудольфа Шенкера!

19.12., Гамбург – Große Freiheit: Гамбург – далеко не худший выбор для выходного. На следующий день после обеда мы отправились в „Große Freiheit“, заведение, которое группы в большинстве своём любят, поскольку настроение здесь всегда неподражаемое, а вот среди техников оно из-за своих малых размеров не очень популярно.

Puck и я незадолго до саундчека искали Sky-Bar, чтобы можно было хоть немного полюбоваться драмой ФК «Герта» по телевизору. У «Герты» сегодня не было  шансов против баварцев, это было ясно как белый день, но то, что это будет настолько позорно, не предполагал даже такой фанат «Униона», как я. По крайней мере, и тот, и другой – столичные клубы…

Концерт был для нас фактически домашней игрой, «застулье» было преодолено без проблем, поскольку состояло из пивных банок.

20.12., Веймар – Neue Weimarhalle: Ночью наш путь пролегал сквозь вьюгу в направлении юга, в Веймар в Тюрингии. Neue Weimarhalle нам, правда, был незнаком, и мы точно были первой рок-группой, которой предстояло отбушевать в этом Священном Зале. Но сначала, как и почти ежедневно, в бассейн, который, к счастью, встречался почти везде.

Наше любимое агентство Эрфурта тем временем подготовило для всех участников что-то вроде рождественского кофе с штолленами и всем, что там полагается. Прекрасный жест, тем более, что в кухне как раз готовились тюрингские кнедли и жареная утка. Третий день подряд с жареной уткой – и мы, несмотря на все спортивные достижения, чувствуем, будто только жирнее становимся.

Звук в Neue Weimarhalle был бесподобным, и лучилось то, что сопровождало нас неделями: между песнями звучали вежливые аплодисменты, и, к тому же, музыку слушали почти благоговейно. Это необычайное ощущение, поскольку ты думаешь, что слушателям не очень-то нравится, прежде чем в начале второй части, а особенно выхода на «бис», они раскрываются по-настоящему. Потом следуют почти что восторженные отзывы в прессе, когда в какие-то моменты порой спрашиваешь себя, действительно ли это было одно и то же мероприятие. Но, наверное, наблюдая всю обстановку со сцены, видишь совершенно другую картину.

21.12., Мюнхен – Alte Messe: В Мюнхене был жуткий холод, не только в зале, но даже в душе. Когда день начинается так, плохое настроение наворачивается само собой, тем более, что еда была худшей за долгое время. Но хоть кофе был ничего. Но то, чего серьёзно не доставало самому заведению, с успехом компенсировало мероприятие, тем более, что сегодня у нас был аншлаг.

Неожиданным образом один охранник уснул на четвёртой песне в первом ряду, что, конечно, стало отличным поводом для шуток группы со сцены. Зато секьюрити сегодняшним вечером были такие милостивые, что не стали, как обычно, выпирать людей из зала с последней нотой, так что у нас образовалось достаточно времени, чтобы раздать автографы.

Гвоздём вечера во время отбытия найтлайнера сегодня стал наш тур-менеджер Дирк, который случайно сунул свою куртку в зажжённую свечку. Позднее она была очищена нашим мерчендайзером Puck’ом при помощи бутылки шампанского и пачки чипсов.

22.12., Кёльн – Theater am Tanzbrunnen: Последний день тура в этом году, и понемногу у всех участников возникает чувство, что было бы здорово снова проснуться в собственной постели. Второй мерчендайзер Biber и я сегодня первыми пришли в зал, и мы были удивлены запахом, встретившим нас там. Biber сразу подумал о пьянке, и пока я ему это подтверждал, нам встретился сторож, который показал нам путь в столовую и вдруг со всей серьёзностью заявил, что здесь витает запах Рождества (!!!). Всё дело во вчерашнем фирменном рождественском празднестве, как он гордо заявил. Лично у меня Рождество не ассоциируется с какими-то особыми запахами, разве что с печенюшками или чем-то таким, но уж точно не с алкоголизмом. Ну, что город, то норов.

Сегодня мы снова выложились на полную, в частности, особенно наш певец сегодня не мог позволить себе облажаться, ибо 99 процентов гест-листа были составлены на его имя. Впрочем, мы всегда всё делаем в лучшем виде.

И в завершение: мы, вообще-то, не возражаем против фотоаппаратов и иже с ними, но это выглядит невероятно глупо, когда видишь со сцены, что как минимум четверть публики стоит с камерой в руках. Зачем платить под 30 евро за билет, если толком и не смотришь концерт, а на следующий день выкладываешь на Youtube собственную нарезку в посредственном телефонном качестве? Впрочем, наверное, не всё можно понять…

ПЕРЕВОД: МАКС ТЕРЕБИЛОВ

[1] Тут имеется в виду историческое здание бывшей лютеранской церкви, приспособленное под концертный зал.

[2] Имеется в виду Das Haus das Verrueckte macht (дословно «Дом, который плодит сумасшедших»), появился во французском полнометражном мультфильме про Астерикса и Обеликса 1976 года (в российском прокате – «Двенадцать подвигов Астерикса»).