Интервью с Михой для The-Pit.de
"Вообще-то, я гастролирую в автобусе с огромной детсадовской группой, и мы совершаем городские экскурсии"
В июне прошлого года In Extremo выпустили свой новый альбом Quid pro Quo, который снова взял вершины чартов, и с которым они не просто сильно возвращаются к корням, но и отчётливо говорят с обществом с ноткой критики. Фронтмен Михаэль Райн выделил время, чтобы ответить на пару вопросов об альбоме.
The-Pit.de: Приветствую и поздравляю с новым альбомом! Успех Quid pro Quo вас явно не обременяет, это третий ваш альбом под номером один. Радует ли вас всё ещё это число?
Миха: Конечно, это всё ещё нас радует, это просто шикарно. Кто такому не радуется, тот туп как пень. Ну, и также это награда за многие месяцы работы, ведь альбом появился не за несколько дней, мы его долго делали. Туда же относятся студия, реклама и всё остальное.
The-Pit.de: Новый альбом получился очень разносторонним, вы снова немного сдали назад, но в то же время добавили много новых элементов.
Миха: Ну, я бы не сказал, что мы сдали немного назад, волыночных партий здесь так же много, как раньше. Конечно, Kunstraub был полностью немецкоязычным альбомом, но по мне так и его можно было бы назвать "взглядом назад".
The-Pit.de: Мне показалось, что вы получили вдохновение на создание нового альбома.
Миха: Это, конечно, связано, в первую очередь, с нашим фестивалем 20-летия на Лорелай. Это было шикарно и потрясно; когда ты сумел распродать там оба дня и увидел всех этих хардкорных фанатов, которые столько лет тебя ценят, то ты не можешь поверить своим глазам, а к делу подходишь уже с иными чувствами.
The-Pit.de: Ты только что говорил о фестивале, который был очень большим и на котором выступало сразу несколько гостевых групп. Можно ли, видя такое величие, время от времени думать, что всё может пойти прахом?
Миха: Я много об этом думал, даже были ставки на предмет того, насколько нам это всё удастся. Однако это целый год чертовски сложной работы для подготовки мероприятия. Здесь вам и аренда туалетов, и то, и другое, и третье. Это требует много времени и работы, но в итоге вознаграждается.
The-Pit.de: Давай теперь вернёмся к пластинке. Что у вас общего с Штёртебекером?
Миха: Штёртебекер ведь, в конце концов, это Робин Гуд морей, и, вообще-то, мы удивляемся, что, сделав столько морских вещей, всё ещё не устали от этой темы. В этот раз она просто подошла. Музыка уже была, и так, раз за разом, мы придумали основу.
The-Pit.de: Недавно вы были в России, и это далеко не первый ваш тур. В этот раз, правда, у вас с собой было песенное выражение любви. Что вас особенно очаровывает?
Миха: Мы гастролируем там уже десять лет, и мы счастливы, что путешествуем там. Если ты просто видишь страну, то понимаешь, что она фантастическая. Ты узнаешь и тамошний менталитет, схожий с нашим. Ты узнаёшь даже уличные законы и понимаешь, как себя нужно вести. Это такие люди, которые в крайнем случае действительно готовы отдать хоть последнюю рубашку. И, в конце концов, там всё не так, как описано в СМИ. И это не зависит от политической ситуации, о Путине каждый может думать, что хочет, всё так, как в любой стране этого мира: есть много бедных и много богатых, которые делят блага несправедливо, но, тем не менее, к России мы относимся очень хорошо.
The-Pit.de: А есть ли какие-то различия в аудитории?
Миха: Это потрясно, мы играем там только в больших залах. Люди источают сильную эйфорию, хорошее настроение, и подпевают каждое слово. Никогда бы и подумать не мог. Кроме того, мы записали русскую песню - "Чёрный ворон".
The-Pit.de: Как, кстати, это происходило, особенно в плане языка?
Миха: Я изучал русский в школе, хотя всё уже забыл, осталось лишь что-то поверхностное. Вот почему мне помог один русский, хотя у меня всё равно произношение, как у иностранца, в чём всё равно есть что-то чарующее. В песне - лирика старой казачьей поэмы, которую там знает и стар, и млад, потому и радость от неё очень велика. И потом, когда смотришь в их глаза, понимаешь, что это просто шикарно.
The-Pit.de: Отношения между Россией и Германией значительно охладели в последние годы, чувствуете ли вы это на гастролях?
Миха: Когда мы там играем, мы вообще забываем об этом. Но как только контактируешь с любыми средствами массовой информации, так чувство сразу возвращается. Я бы сказал так: Запад окружает Россию последние двадцать лет, и когда кто-то вскидывает указательный палец и кричит "это конец!", то я даже могу это понять. Но, в конце концов, я предпочитаю держаться в стороне от политики, пусть даже она снова катится в сторону Холодной войны. Наша группа этого совсем не чувствует, даже наоборот.
The-Pit.de: В одной из песен с вами Ханси Кюрш в качестве гостевого певца, как вы убедили его спеть на немецком?
Миха: Мы уже давно знакомы. Мы просто позвонили ему, сказали, что у нас есть одна песня, но она на немецком. Он тогда сказал, что ни разу ещё этого не делал, на что я ответил "значит, пора ". И он согласился, вот так это было просто. Мы обращаемся лишь к людям, которых давно знаем, и которые нам подходят. Так же было и с Heaven Shall Burn. Мы не сидели и не размышляли, кого хотим пригласить, идея пришла во время записи.
The-Pit.de: А как вы вышли на казачий хор?
Миха: Мы познакомились с ним через наш русский фан-клуб, это один из известнейших хоров Москвы, они постоянно на гастролях. Мы отправили им песню, и они прислали нам свои голоса. В Москве они также были с нами на сцене, это была фантастика.
The-Pit.de: Ты упомянул Heaven Shall Burn, у которых сейчас как раз небольшой клубный тур. У вас же почти всегда - большие залы.
Миха: Не совсем, перед выходом альбома у нас тоже был клубный тур. Например, в Йене, в F-Haus, где люди заполонили собой всё, и через две минуты было уже невыносимо жарко. Для семерых человек тесновато, но всё равно было здорово. Но большие залы и фестивали нам тоже нравятся, просто это разнообразие.
The-Pit.de: А акустический тур ещё может когда-нибудь у вас быть?
Миха: Безусловно.
The-Pit.de: Новые звучания появились у вас в плане социальной критики. Quid pro Quo, конечно, первая в этом плане, как появилась песня?
Миха: Я бы сказал, что появилась она спонтанно. Мы сидели все вместе, и каждый написал по несколько строк текста. Я думаю, что если сегодня посмотришь любые СМИ, то мимо не пройдёшь, текст буквально перед носом лежит. Только посмотри на это - у всех руки загребущие, никто больше не хочет давать, это основная мысль песни. И если ты не смотришь на мир сквозь розовые очки, то и сам будешь против такого расклада.
The-Pit.de: До сих пор вы, правда, держались подальше от таких тем.
Миха: Мы же всё-таки в сфере развлечений, а не политики. С Lieb Vaterland мы сделали заявление - это антивоенная песня - как всё сейчас выглядит и как делать нельзя. К ней вышло видео, ставшее также довольно жёстким.
The-Pit.de: Эта фраза, "Lieb Vaterland", взята из "Стражи на Рейне", которая, вообще-то, является солдатской песней. Как вы решили её "перевернуть"?
Миха: Да, именно. Кай очень много думал об этом и много обсуждал со своим дедушкой. Тогда это было, как сейчас, молодых людей, одурив обещаниями, посылали на фронт, где уже через пару дней они погибали. И за кого? За каких-то ублюдков, и именно об этом песня и говорит. Все бегут, все страдают, семьи рушатся, и это постоянный цикл. С Первой Мировой войны люди так ничему и не научились, поэтому песня, по сути, вечна. Мы взяли лишь маленький кусочек, остальной текст - наш, а припев из католического молитвослова.
The-Pit.de: Время от времени ты живёшь в Хорватии, где политика в отношении беженцев тоже очень злободневна. Война для них не так далека, есть ли у них другая точка зрения, как у некоторых людей здесь?
Миха: Я живу в Хорватии очень много, и в деревне уже воспринимаюсь как местный. Там пожилые люди порой рассказывают мне, что творится в Германии. Можно быть спокойным в отношении этого региона, не все там валят факты в одну кучу, но лет этак двадцать пять назад все мы, ещё наполовину саксы, стояли в Западном Берлине возле грузовиков и подбирали пластиковые пакеты. Тогда все были там, радовались долгожданной свободе. И я действительно должен сказать, что сейчас всем им должно быть стыдно смешивать людей с грязью. Я имею в виду, там есть женщины и дети, и хотя паршивые овцы есть везде, я всё равно прихожу в ярость от глупости этих людей. Сам я, конечно, с Востока, но даже мне стыдно за такое. Взрослые люди гоняют детей взашей, да где мы живём вообще? Нужно просто показать свою точку зрения. Подумай об этом, половина восточников распылилась по стране, бросила всё на произвол, а теперь они поносят тех, кто бежал от войны. Я этого не понимаю.
The-Pit.de: Ваши средневековые композиции, или даже вышеупомянутую Lieb Vaterland отчасти использовали и другие артисты; смотрите ли вы иногда на то, что делают ваши коллеги?
Миха: Мне это не интересно, я даже не знаю, что они там делают. Мы встречаемся на фестивалях раз в год, здороваемся, и на этом всё заканчивается. Иногда говорят о конкуренции, но, если позволите мне акт высокомерия, между нами лежат тысячи проданных альбомов, точка. Я честно говорю, есть такие коллеги, которые даже ни разу не поблагодарили нас за проторенную дорожку на Сцене.
The-Pit.de: Хорошо, но Lieb Vaterland есть также у Удо Юргенса[1], который всё-таки продал немного больше альбомов.
Миха: Да, хорошо, это я знаю. Это шикарная песня, и это также был очень крутой мужик, царствие ему небесное. Но, тем не менее, мы не ориентируемся на него.
The-Pit.de: Для Sternhagelvoll вы сделали совершенно особенное видео, уже одно только 360-градусное вращение уже потрясает, и с ним можно рассмотреть почти всё. Кому пришла эта идея?
Миха: Мы общались со съёмочной командой, которая уже делала для нас другие видео, и она же представила нам эту новую технику. Я не особо мог представить её работу, но когда я её увидел, я просто поверить не мог! После двадцатого просмотра всё, что ты видишь, всё ещё жутко радует. Это ещё и песня для отличного настроения, текст также абсолютно вечный, и кто нас знает, у того он вызовет улыбку. Я сам всё ещё не могу с него не смеяться.
The-Pit.de: Среди прочих там можно увидеть и Rummelsnuff, это ваша отсылка к "старой" берлинской сцене?
Миха: Нет, вообще-то, совсем нет. После переворота все как-то разошлись, один здесь, другой там... Но спустя двадцать лет мы встретились вновь, он очень крутой мужик и творческая личность.
The-Pit.de: В качестве бонус-трека у вас вышла Palästinalied. Вы, насколько я помню, как-то сказали, что играть её больше не будете, потому что её и так играют везде. Почему же вы изменили своё мнение?
Миха: Это Palästinalied 2. Никогда не стоит говорить "никогда", За десять лет мнение может и поменяться. Мы сидели вместе и думали, мол, давайте ещё разок её запишем. Вообще-то, она не должна была попасть на пластинку, но всё-таки мы решили, что это очень классная композиция, и потому поместили её в качестве бонуса. Иначе работы была бы напрасной.
The-Pit.de: Сколько примерно песен появилось во время записи?
Миха: 30.
The-Pit.de: И насколько тяжело было сделать выбор?
Миха: Тяжело, с некоторыми в самом начале было понятно, что без них не обойтись. С другими ты быстро замечаешь, что там не так. Нас же всегда семь человек, и одному нравится это, а другому - то. Обычно мы решаем всё демократическим путём, или смотря кто крикнет громче.
The-Pit.de: А когда сет-лист составляете, всё так же?
Миха: Это печаль. У нас уже накопилось порядка двухсот пятидесяти песен, и составлять сет-лист становится всё сложнее. Но я верю, что, несмотря на это, у нас пока что получается хорошо, в основном - смесь из старого и нового. Из-за новых песен вновь выпадают классические, это не всем нравится, и, в конце концов, угодить всем невозможно, и себе-то не всегда.
The-Pit.de: В качестве завершающего вопроса - твои слова из одного старого интервью. Ты как-то заявил, что не можешь представить себя стоящим на сцене в набедренной повязке в пятьдесят лет. Теперь это лишь вопрос одежды?
Миха: Я такое сказал? А, забудь это! Нет, почему я должен бросать это всё, ведь удовольствия-то всё больше становится. Заявление было сделано пятнадцать лет назад, я об этом ещё и не думал даже. Если бы я сейчас всё бросил, я был бы идиотом. Всё это очень здорово, для меня это гораздо больше, чем работа. Вообще-то, я гастролирую в тур-автобусе с огромной детсадовской группой, совершая городские экскурсии. Чем старше - тем лучше, поверь мне. Так что завершение карьеры даже не обсуждается.
И теперь снова огромное спасибо Михаэлю Райну за интервью, и Theresa von Carrycoal за содействие. Летом In Extremo снова отправляются в тур по замкам, и фанаты не имеют право такое пропустить.
Дата: 03.03.2017
Ссылка: http://www.the-pit.de/interview/in-extremo-im-interview-februar-2017/#.WMWEh1WLTcs
Перевод: Макс Теребилов
[1] Удо Юргенс (1934 - 2014) - один из величайших австрийских певцов в жанре шансон и поп, знаковая фигура в музыке XX века.